Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии по видео-конференц-связи представителя ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК (далее - Заказчик) Пивневой М.Р. (доверенность в материалах), в присутствии представителя ООО "Орион 21" (далее - Заявитель), рассмотрев жалобу ООО "Орион 21" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (Пакет для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов; Нить хирургическая из полиолефина, мононить; Нить хирургическая полиамидная рассасывающаяся)" (извещение N 0318300605722000197) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования, установленные в "Описании объекта закупки", нарушают положения Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения из которых следует, что требования установлены в соответствии с потребностью заказчика и не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
04.08.2022 г. Заказчиком - ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК размещено извещение на проведение электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (Пакет для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов; Нить хирургическая из полиолефина, мононить; Нить хирургическая полиамидная рассасывающаяся)" (извещение N 0318300605722000197).
Начальная (максимальная) цена контракта - 597 747,20 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта.xls", "Проект контракта.docx", "Описание объекта закупки.xls", "Требования к содержанию составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению.docx".
Файл "Описание объекта закупки" содержит требования к качеству, техническим характеристикам товара, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам и параметрам, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие.
Заявитель в жалобе указывает, что в Описании объекта закупки указана классность отходов - "Г". Классность отходов противоречит применению по обеззараживанию отходов и способу утилизации.
Заказчиком представлены пояснения, в которых указано, что при описании объекта закупки по позициям 1-9 Заказчиком использована позиция КТРУ, соответствующая потребности Заказчика с кодом - 21.20.23.199-00000068 - "Пакет для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов".
Описание товара для данной позиции отсутствует. При этом, для данной позиции использован код вида медицинского изделия - 336200, имеющий следующее описание: "Пакет из полимерного материала, предназначенный для сбора, временного хранения и транспортировки медицинских отходов классов А, Б, В, Г, в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности при выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур. Это изделие одноразового использования".
Таким образом, данная позиция КТРУ подходит для описания потребности Заказчика при закупках пакетов для медицинских отходов класса Г.
Порядок определения классности отходов указан в Постановлении Правительства РФ от 04.07.2012 N 681 "Об утверждении критериев разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания" и ст. 49 Федерального закон от 21.11.2011 N 323-ФЭ "Об основах охраны здоровья граждан".
Согласно ч.3 ст.49 Вышеуказанного федерального закона - медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Порядок обращения с отходами установлен в действующем СанПиН 2.1.3684-21
Заявитель указывает, что Заказчик неправомерно установил следующее условие: "для обеззараживания эпидемиологически опасных медицинских отходов путем автоклавирования".
Заявитель ссылается на пункт 190 СанПиН: "Сбор, хранение отходов цитостатиков и генотоксических препаратов и всех видов отходов (емкостей), образующихся в результате приготовления их растворов, относящихся к медицинским. отходам класса Г, без дезактивации запрещается.
Работники организации немедленно проводят дезактивацию отходов на месте их образования с применением специальных средств. Также проводится дезактивация рабочего места. Работа с такими отходами должна производиться с применением средств индивидуальной защиты и осуществляться в вытяжном шкафу.
Лекарственные, диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию, должны собираться работниками организации в одноразовую маркированную упаковку любого цвета (кроме желтого и красного).".
Вместе с тем, участник закупки не может обладать информацией о том, будут ли использоваться Заказчиком закупаемые пакеты непосредственно для сбора и хранения отходов цитостатиков и генотоксических препаратов.
Согласно пункту 163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
-транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
- размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Согласно пункту 160-161 СанПиН 2.1.3684-21 - Обращение с медицинскими отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1 - 2 классов опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г. Обращение с медицинскими отходами класса Г осуществляется в соответствии с требованиями настоящей главы Санитарных правил.
Согласно пункту 164-165 действующего СанПиН - Хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема). Сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой.
Установленное в описании объекта закупки требование не противоречит положениям Закона о контрактной системе и не ограничивает круг потенциальных участников электронного аукциона.
Запретов на указание в схеме конкретного метода обеззараживания отходов определенного класса в СанПиН не содержится.
Запретов на закупку пакетов для медицинских отходов класса Г с черной полосой, а также запрета на обеззараживание медицинских отходов класса Г через автоклавирование или обработке СВЧ СанПиН 2.1.3684-21 не содержит.
В подтверждение Заказчиком представлены письма двух производителей пакетов для обращения с медицинскими отходами.
Заказчиком при анализе действующий регистрационных удостоверений на сайте Росздравнадзора было установлено, что потребности Заказчика соответствуют минимум 3 регистрационных удостоверения:
1. РУ N РЗН 2017/6567 от 24.07.2018 года вариант исполнения:
336200 |
8. Пакеты премиум класс (ПК) черного цвета для размещения отходов класса Г, размер 700 х 1100 мм |
2. РУ N РЗН 2016/4785 от 25.01.2022 года в варианте исполнения:
- Пакет ПКМ-Г-"ЭНЕРГИЯ" черного цвета для сбора, хранения и удаления медицинских отходов класса Г (токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности) с завязками, с замками-стяжками,
3. РЗН 2016/3817 от 18.03.2020 года в варианте исполнения:
- Пакеты полипропиленовые для сбора и утилизации медицинских отходов класса "А", "Б", "В", "Г" для использования в утилизирующих установках и пресс деструкторах, размеры ширина от 200 мм до 1500 мм, длина от 300 мм до 2000 мм, не более 100 шт.
Заказчик при описании характеристик закупаемой продукции руководствовался необходимостью обеспечения своих потребностей, указав все необходимые показатели, используемые для определения соответствия предлагаемых товаров нуждам Заказчика. В описании товара указаны значимые для Заказчика характеристики. Пакеты с указанными характеристиками позволяют Заказчику исполнять свои функции надлежащим образом.
В результате мониторинга реестра контрактов Заказчиком было выявлено, что пакеты, соответствующие данным характеристикам, широко поставляются в медицинские учреждения РФ.
Пакеты находятся в свободной продаже и поставляются большим количеством поставщиков и не имеют ограничений для обращения на территории Российской Федерации, что подтверждает возможность поставки товара в соответствии с требованиями установленными Заказчиком в Разделе "Описание объекта закупки".
С учетом изложенных обстоятельств, требования установлены с учетом потребностей Заказчика и не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Заявителем не представлено доказательств того, что действия Заказчика являются для него или других участников закупки непреодолимыми, либо создают преимущества другим участникам, а также ограничивают количество участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях заказчика - ГБУЗ "Городская больница города Армавира" МЗ КК нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300605722000197).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 августа 2022 г. N 667/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022