Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
в присутствии по видео-конференц-связи представителя администрации МО городской округ г/к Сочи (далее - уполномоченный орган) Щуко Е.А., в присутствии представителя администрации МО городской округ г/к Сочи (далее - Заказчик) Мисиной. Н.А., в присутствии представителей ИП Мартыненко С.С. Прекрасной Л.Е., Глущенко В.Н. (доверенности в деле), рассмотрев жалобу ИП Мартыненко С.С. (далее - Заявитель) на действия администрации Лазаревского внутригородского района МО г/к Сочи при проведении запроса котировок в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию береговой рекреационной зоны на территории Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2022 году" (извещение N 0118300018722000561) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что требования, установленные в Извещении нарушают положения Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.08.2022 г. уполномоченным органом - администрацией МО городской округ г/к Сочи размещено извещение на проведение запроса котировок в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию береговой рекреационной зоны на территории Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2022 году" (извещение N 0118300018722000561). Заказчик - администрация Лазаревского внутригородского района МО г/к Сочи
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 913,50 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Предметом закупки является выполнение работ по содержанию береговой рекреационной зоны на территории Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2022 году.
Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 3) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются: запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с п. 12) ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В Извещении установлено:
Преимущества |
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ |
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 2 Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ |
Ограничения |
Не установлены |
В соответствии с п. 1), п. 3) п. 5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
проект контракта.
Извещение запроса котировок в электронной форме содержит перечень прикрепленных документов: "Обоснование начальной (максимальной) цены.xlsx", "Проект контракта.zip", "Описание объекта закупки.zip", "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция.zip".
Файл "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция.zip" и инструкции по ее заполнению, пунктом 1.2 требования к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контраткной системе - не установлены.
Однако согласно письму министерства финансов Российской Федерации от 20 июля 2020 года N24-02-08/63342 разъяснено следующее.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Проектом муниципального контракта пунктом 5.3.2 предусмотрено право подрядчика в привлечении субподрядной организации.
Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" установлено, что отходы I - IV классов опасности подлежат паспортизации. Согласно указанному постановлению паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт) составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно указанному постановлению паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степен негативного воздействия на окружающую среду. Данные паспорта составляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности, которых образуются отходы I-IV классов опасности.
Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Статьей 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с п. 30) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с Законом об отходах производства и потребления:
1) утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
2) под сбором отходов понимается прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
3) транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо предоставленного им на иных правах;
Обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно п. 30) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" "деятельность" по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Файл "Описание объекта закупки.zip" содержит:
"2.2. Работы должны выполняться организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов I - IV классов опасности в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае осуществления обращения с отходами, в том числе с учетом кодов отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО): 7 39 952 11 71 4, 9 21 110 01 50 4, 9 21 130 01 50 4, 9 21 130 02 50 4.
2.2. Виды работ, по транспортированию отходов I - IV классов опасности (в том числе коды 7 39 952 11 71 4, 9 21 110 01 50 4, 9 21 130 01 50 4, 9 21 130 02 50 4), могут быть выполнены Исполнителем лично при наличии соответствующей лицензии, либо выполнены третьей стороной (субподрядом, специализированной организацией), имеющей все необходимые документы и лицензии на осуществление деятельности. Копию лицензии Исполнителя (копию лицензии субподрядчика) и копию договора, заключенного с таким субподрядчиком необходимо предоставить Заказчику в течение одного дня с момента заключения настоящего Контракта".
Заявитель указывает, что участники закупки лишены возможности изучить объект закупки в разрезе официально разработанных паспортов отходов, из-за чего имеются ограничения понимания какие же именно виды отходов входят в состав кода ФККО 7 39 952 11 71 4 (мусор при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов).
Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводом не согласились, из пояснений следует, что согласно ГОСТ Р 54096-2010. "Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 759-ст) установлено:
Пунктом 4.4. в ФККО предусмотрена четырехступенчатая иерархическая классификация с цифровой тринадцатизначной системой кодирования. Кодирование основано на определении происхождения, основных свойств и степени воздействия отхода на окружающую среду.
Пунктом 4.4.1. установлено что первая ступень классификации включает первые восемь цифр кода , которые определяют происхождение отходов, вторая ступень - девятая и десятая цифры , обозначающие агрегатное состояние и физическую форму отходов, третья ступень - одиннадцатая и двенадцатая цифры , используемые для кодирования опасных свойств отходов и/или их комбинаций, четвертая ступень - тринадцатая цифра , кодирующая класс опасности отходов для окружающей среды.
Соответственно код ФККО 7 39 952 11 71 4 включает в себя следующие значения:
Иерархия: Вид
Расшифровка кода:
7 39 952 11 71 4
7
Номер блока ФККО
- 7 - Водоснабжение, водоотведение
39 952 11
Код происхождения вида отходов и их состава
- 70000000000 - ОТХОДЫ ПРИ ВОДОСНАБЖЕНИИ, ВОДООТВЕДЕНИИ, ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СБОРУ, ОБРАБОТКЕ, УТИЛИЗАЦИИ, ОБЕЗВРЕЖИВАНИЮ, РАЗМЕЩЕНИЮ ОТХОДОВ
- 73000000000 - ОТХОДЫ КОММУНАЛЬНЫЕ, ПОДОБНЫЕ КОММУНАЛЬНЫМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ
- 73900000000 - Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению
- 73990000000 - Отходы при предоставлении прочих услуг по уборке и очистке
- 73995000000 - Отходы от уборки и очистки акваторий и водоохранных зон водных объектов
Содержит в своем составе:
73995101724
мусор наплавной от уборки акватории
73995211714
мусор при очистке прибрежных защитных полос водоохранных зон и акваторий водных объектов
73995411205
растительные отходы при выкашивании водной растительности акваторий водных объектов
73995511725
отходы (мусор) от уборки гидротехнических сооружений, акватории и прибрежной полосы водных объектов практически неопасные
71
Код агрегатного состояния и физической формы вида отхода
- 71 - Смесь твердых материалов (включая волокна)
4
Код класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду
- IV класс - Малоопасные отходы. Низкая степень негативного воздействия на окружающую среду, время восстановления после ущерба не менее 3 лет
Исходя из кода агрегатного состояния и физической формы вида отходов, определено, что мусор при очистке прибрежных защитных полос "физически и органически" относится к смеси твердых материалов (включая волокна)
Сбор мусора с поверхности акватории водных объектов ведомостью объемов работ не предусмотрен.
Описание объекта закупки разработано заказчиком с учетом опыта исполнения контрактов с аналогичными видами работ целью выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с требованиями к содержанию извещения о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Мартыненко С.С. необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300018722000561).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 17 августа 2022 г. N 670/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022