Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" Алова И.А. (доверенность от 10.01.2022 N6) и в отсутствие заявителя индивидуального предпринимателя Меркулова В.И., рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Меркулова В.И. на действия муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Советская на участке от ул. В. Тредиаковского до ул. Володарского и пер. Театральный в г. Астрахани (номер извещения: 0125600001222000016), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 18.02.2022 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Меркулова В.И. (далее - Заявитель, ИП Меркулов В.И.) на действия муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Советская на участке от ул. В. Тредиаковского до ул. Володарского и пер. Театральный в г. Астрахани (номер извещения: 0125600001222000016) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Советская на участке от ул. В. Тредиаковского до ул. Володарского и пер. Театральный в г. Астрахани (номер извещения: 0125600001222000016) (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
02.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено Извещение, с начальной (максимальной) ценой контракта 8 797 934,40 р.
Заявитель считает, что в извещении о проведении закупки и проект государственного контракта содержат противоречивую информацию в части сроков выполнения работ.
Комиссия считает данный довод обоснованным по следующим основаниям.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В силу пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, указанная в ч. 3 настоящей статьи, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Федеральным законом. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.
В Извещении Заказчик установил, что дата начала исполнения контракта с 01.09.2022, дата окончания исполнения контракта по 31.10.2022.
При этом, в пункте 3.1 проекта муниципального контракта предусмотрено, что начальный срок (начало исполнения Подрядчиком своих обязательств по контракту): Начало выполнения работ: с даты заключения контракта. Окончание выполнения работ: по 31 октября 2022 г.
Представитель Заказчика на рассмотрение жалобы пояснил, что правильная дата начала выполнения работ, указана в Извещении.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, информация, предусмотренная данным Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При этом, извещение о проведении закупок является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика.
Таким образом, в проекте муниципального контракта и в Извещении содержится разночтение в указании срока действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанное нарушение не влияет на возможность подачи заявок, что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Кроме того, Заявитель считает, что проект муниципального контракта не соответствует требованиям пункта 1 части 13 статьи 34 и части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе.
Комиссия считает данный довод обоснованный по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона требования обеспечения гарантийных обязательств. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать условие о том, что оплата поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества поставленного товара, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа;
Часть 13 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.
Частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заказчик в пункте 2.5 проекта муниципального контракта установил, что авансирование по настоящему контракту предусмотрено, Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта производит авансовый платеж по безналичному расчету в размере 1 % от цены контракта на основании выставленного счета.
Однако в нарушение пункта 1 части 13 статьи 34, части 13 статьи 37 Закона о контрактной системе, в проекте контракта не установил условие, что в случае если начальная (максимальная) цена контракта снижена на 25% и более, выплата аванса не допускается.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Указанное нарушение влечет выдачу предписания.
Кроме того, Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в Извещении запрет на совершение сделок (операций) с лицами, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 N 851 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252" (далее - Постановление N 851).
Комиссия считает данный довод необоснованный по следующим основаниям.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Постановлением N 851 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее - Указ N 252) Правительством Российской Федерации утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также установлен запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа N 252 с лицами, указанными в таком перечне и находящимися под их контролем организациями.
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что положения Постановления N 851 применяются Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников закупки и при заключении государственного контракта.
Кроме того, согласно пункту 10 раздела 12 информационной карты, предусмотренной в извещении о проведении Аукциона, к участникам закупки установлено требование об отсутствии ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Также Извещением установлено требование к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено прямое требование об установлении в Извещении вышеуказанного запрета, а также то, что Заявитель явку представителей не обеспечил и в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При таких обстоятельствах, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Меркулова В.И. на действия муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Советская на участке от ул. В. Тредиаковского до ул. Володарского и пер. Театральный в г. Астрахани (номер извещения: 0125600001222000016) обоснованной в части нарушения пункта 1 части 13 статьи 34, части 13 статьи 37, части 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать муниципального заказчика Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" нарушившим пункт 1 части 13 статьи 34, часть 13 статьи 37, часть 3 статьи 7 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Советская на участке от ул. В. Тредиаковского до ул. Володарского и пер. Театральный в г. Астрахани (номер извещения: 0125600001222000016) .
3. Выдать муниципальному заказчику Управлению дорожного хозяйства и транспорта администрации муниципального образования "Город Астрахань" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, допущенных при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул. Советская на участке от ул. В. Тредиаковского до ул. Володарского и пер. Театральный в г. Астрахани (номер извещения: 0125600001222000016).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии: Балтыкова Е.М.
Русскина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 24 августа 2022 г. N 030/06/42-972/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2022