Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
при участии в заседании Комиссии представителей:
Общества с ограниченной ответственностью "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" (далее - ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", Общество, Поставщик) Старчевой З.Ю., действующей на основании доверенности б/н от 20.07.2022 г. (участвовал посредством видеоконференцсвязи),
заказчика - Государственного учреждения "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области" (далее - ГУ "ОПФР по Курганской области", Заказчик) Мельник О.В., действующей на основании доверенности N 94 от 12.08.2022 г., Макарова Н.Н., действующего на основании доверенности N 95 от 12.08.2022 г., Помигалова В.В., действующего на основании доверенности N 96 от 12.08.2022 г.,
в отсутствии директора, учредителя ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" Чижевских Ярославы Андреевны, о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, явку представителя не обеспечил, ходатайство о рассмотрении заявления в отсутствие представителя не представил,
рассмотрев обращение заказчика Государственного учреждения "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об Обществе с ограниченной ответственностью "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", директоре, учредителе ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" Чижевских Ярославе Андреевне, в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке заказчиком, согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 10.08.2022 года поступило обращение ГУ "ОПФР по Курганской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации в отношении ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", директора, учредителя ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" Чижевских Ярославы Андреевны, в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на поставку картриджей для лазерных принтеров (номер реестровой записи в реестре контрактов 1450100850522000069).
В обоснование оснований для обращения Заказчик указал следующее.
Государственным учреждением - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области 01 апреля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку картриджей для лазерных принтеров (извещение N 0243100002522000022).
Согласно извещению N 0243100002522000022 дата начала подачи заявок - 01.04.2022 г., дата окончания подачи заявок - 11.04.2022 г.
По окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подано 12 заявок.
По результатам проведенного аукциона победителем признано ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" (далее - Поставщик).
ГУ "ОПФР по Курганской области" и ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" заключили контракт на поставку картриджей для лазерных принтеров от 25.04.2022 N 36 (далее - Контракт).
Цена контракта составила: 313 879 рублей 00 копеек, без НДС.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, "... Поставщик принимает на себя обязательства по поставке картриджей для лазерных принтеров (далее по тексту - Товар). Подробные характеристики Товара, а также информация о количестве, комплектности, оригинальности и ассортименте Товара содержатся в Техническом задании (Приложение N 1), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта".
Поставщиком был поставлен неоригинальный Товар, заявленный в техническом задании по позиции N 3 "Картридж для принтера Xerox Phaser 3330 (оригинальный)".
Заказчиком направлен Поставщику мотивированный отказ от приемки товара по Контракту N 36 от 25.04.2022 г.
В соответствии с пунктом 3.14.7 Контракта, "в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приемке Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемки в порядке, предусмотренном разделом 3 настоящего Контракта".
Товар Поставщиком не был заменен, и к установленному сроку Товар по Контракту Поставщиком не поставлен.
Таким образом, Поставщик не исполнил свои обязательства по поставке Товара.
Согласно пункту 13.4 Контракта ".... Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик и(или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и(или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и(или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и(или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика.".
На основании пунктов 1, 2 статьи 523 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 13.3 Контракта Заказчиком 27.07.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 36 от 25.04.2022 г.
Заказчиком с использованием ЕИС сформировано и подписано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 27.07.2022 г. 13:32 (мск), Поставщиком получено данное решение 27.07.2022 г. 18:46 (мск).
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты уведомления Заказчиком Поставщика.
Поставщик в указанный десятидневный срок не устранил нарушения Контракта, следовательно, Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 08.08.2022 г.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик просит включить в реестр недобросовестных поставщиков общество с ограниченной ответственностью "КАРТРИДЖ МАРКЕТ".
Комиссия Курганского УФАС России, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (далее - Постановление N 331) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Постановления N 331, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 331, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Постановления N 331, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5.3.4 Постановления N 331 определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что Государственным учреждением Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области 01.04.2022 г. в ЕИС размещено извещение N 0243100002522000022 о проведении электронного аукциона на поставку картриджей для лазерных принтеров.
Согласно извещению N 0243100002522000022 дата начала подачи заявок - 01.04.2022 г., дата окончания подачи заявок - 11.04.2022 г.
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕИС на участие в вышеуказанном аукционе было подано 12 заявок, 1 из которых отозвана.
По результатам проведенного аукциона победителем признано ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" (далее - Поставщик).
Между ГУ "ОПФР по Курганской области" и ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" 25.04.2022 г. был заключен Контракт N 36 на поставку картриджей для лазерных принтеров.
В связи с неисполнением своих обязательств со стороны Поставщика, Заказчик воспользовавшись своим правом, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также положениями Контракта N 36 от 25.04.2022 г., принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
25.04.2022 г. между ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" и Заказчиком был заключен Государственный контракт N 36 на поставку картриджей для лазерных принтеров. Поставка товара была произведена ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" полной партией в соответствии с условиями государственного контракта, что подтверждается счет фактурой N 146 от 20.05.2022 г., пояснениями Заказчика, а также иными документами, направленными сторонами в адрес Курганского УФАС России.
Как следует из пояснений ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" 25.05.2022 г. Поставщик от Заказчика по электронной почте получил мотивированный отказ от приемки товара по Контракту N 36 (исх. N 5536-24761), в котором Заказчик отказывается от приемки всей партии товара и от подписания документов приема-передачи, в связи установлением неоригинальности Товара, представленного по позиции 3.
Поставщиком в адрес Комиссии направлены пояснения, из которых следует, что Обществом был поставлен товар, приобретенный у посреднических фирм, которые выступили гарантом оригинальности товара. Поставщик не является производителем данного товара. При проверке на оригинальность поступившего товара на склад Поставщик руководствовался рекомендациями, указанными на сайте производителя картриджей Xerox, в том числе используя "онлайн-инструмент" для проверки двадцатизначного идентификационного номера, указанного на серебристой голографической этикетке.
Поставщик проверил товар перед поставкой Заказчику и не имел сомнений в оригинальности Картриджей 106R03621 для принтера Xerox Phaser 3330, поставленных в адрес Заказчика, так как внешне коробка неотличима от оригинальной и голографические этикетки тоже оказались оригинальными по данным "онлайн-инструмента", предоставленного на сайте компании Xerox для проверки оригинальности (https://www.accounts.xerox.com/account/supplies-validation.isf?locale=ru RU).
Общество указало, что указанная выше ссылка находится в общем доступе, на ее может зайти любое лицо и проверить оригинальность продукции компании Xerox. Данные мотивированного отказа Заказчика не соответствует данным, полученным Поставщиком с официального сайта производителя картриджей Xerox.
ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" в адрес компании Xerox были направлены запросы о наличии оригинальных картриджей для принтера Xerox Phaser 3330 для последующей его поставки в адрес Заказчика по государственному контракту N 36.
Однако по причине введения политических и экономических санкций и мер ограничительного характера иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, иностранные производители в настоящее время отказывают в поставке подпадающего под санкции товара, который не производится на территории Российской Федерации и носит уникальный характер.
14.03.2022 г. представитель компании-производителя Xerox официально заявил о приостановке поставки своей продукции в Россию и соблюдении компанией всех введенных санкций.
В связи с этим Поставщик ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" направило в адрес Заказчика Уведомление исх. N 115/07-22 от 22.07.2022 г. о невозможности исполнения Контракта N 36 в связи с отсутствием у официальных дилеров компании Xerox оригинальных картриджей для принтера Xerox Phaser 3330.
На основании данных сведений Поставщик полагает, что в действиях Общества отсутствуют признаки недобросовестного поведения, кроме того, Заказчиком не доказан тот факт, что поставленный ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" товар не отвечает требованиям технического задания, что продукция по позиции 3 не является оригинальной, как предусмотрено условиями Контракта N 36.
ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" ссылается, что Заказчиком не проведена экспертиза как это предусмотрено положениями статьи 94 Закона о контрактной системе.
Комиссией Курганского УФАС России изучены устные пояснения Заказчика, а также устные пояснения представителей ГУ "ОПФР по Курганской области", из которых следует, что Заказчиком 19.05.2022 г. проводилась внутренняя экспертиза товара поступившего от ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" по Контракту на поставку картриджей для лазерных принтеров от 25.04.2022 N 36 с привлечением представителя фирмы Xerox в г. Кургане.
25.07.2022 г. составлен Акт проверки исполнения государственного Контракта от 25.04.2022 г. N 36, в котором было зафиксировано, что в ходе проверки установлено: Поставщиком был поставлен не оригинальный товар, предусмотренный контрактом.
Заказчик в письменных пояснениях указывает, что фотоматериалы, на основании которых ООО "Ксерокс (СНГ)" направило ГУ "ОПФР по Курганской области" информацию о не оригинальности товара, были направлены представителем ООО "Ксерокс (СНГ)", в соответствии с Актом проведения осмотра товара от 19.05.2022 г.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что товар, поставленный по Контакту до 01.08.2022 г. находился на складе Заказчика, затем по просьбе Поставщика отправлен посредством ООО "Деловые линии" Поставщику.
Кроме того, из письменных пояснений Заказчика следует, что в ответ на уведомление Поставщика от 22.07.2022 N 115/07-22, ГУ "ОПФР по Курганской области" 27.07.2022 г. направлен Акт проверки исполнения Контракта N 36 от 25.04.2022 г. и решение об одностороннем отказе от исполнения названного Контракта.
На уточняющие вопросы Комиссии относительно вопроса проведения экспертизы с привлечением экспертов Торгово-промышленной палаты г. Кургана, как указано в ответе на запрос уточняющей информации (исх. N 5536-278789 от 09.06.2022 г.) представители Заказчика пояснили, что такая экспертиза Заказчиком не проводилась, в связи с отсутствием согласия Поставщика на проведение такой экспертизы.
Комиссия Курганского УФАС России, заслушав представителей сторон, проанализировав представленные документы и сведения, приходит к следующим выводам.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, из реестра недобросовестных поставщиков.
С целью реализации вышеуказанной нормы права Правительством РФ утверждено Постановление от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В соответствии с пунктом 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок";
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Комиссией установлено, что Контрактом N 36 от 25.04.2022 г. установлено, что поставка картриджей для лазерных принтеров, соответствующих требованиям и условиям Контракта, осуществляется по адресу г. Курган, ул. Гоголя, д. 153 в течение 30 рабочих с даты заключения Контракта. Частичная поставка Товара не допускается и Заказчиком не принимается. Поставка Товара осуществляется в указанные сроки, с учетом сроков приемки согласно пунктам 13.10, 13.14.1, 13.14.4 раздела 3 данного Контракта.
Приложением N 2 к Контракту сторонами согласована следующая спецификация:
N П/П |
Наименование товара (работ, услуг) |
Кол-во, (шт., усл.) |
Цена за единицу (Без НДС) (руб.) |
Стоимость (Без НДС) (руб.) |
В том числе НДС ( __%), (руб.) |
1 |
Картридж Galaprint MLT D205E для принтера Samsung ML-3710 |
50 |
1 382,16 |
69 108,00 |
- |
2 |
Картридж Galaprint MLT D203E для принтера Samsung SL-M4020ND |
25 |
1 331,44 |
33 286,00 |
- |
3 |
Картридж Xerox 106R03621 для принтера Xerox Phaser 3330 (оригинальный) |
30 |
7 049,50 |
211 485,00 |
- |
|
Итого: |
105 |
- |
313 879,00 |
- |
Спорной является позиция N 3, по которой предусматривалась поставка оригинальных картриджей Xerox 106R03621 для принтера Xerox Phaser 3330.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России установлено, что Заказчиком экспертиза поставленного ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" товара с привлечением специализированной экспертной организации в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, не проводилась.
Вместе с тем, как следует из пояснений ГУ "ОПФР по Курганской области" экспертиза поставленного товара произведена силами сотрудников Заказчика.
Комиссией Курганского УФАС России проанализированы документы, представленные представителями Заказчика, из которых следует, что ООО "Ксерокс (СНГ)" 20.05.2022 г. направило ответ (исх. N 228-Р) на письмо Заказчика (исх. N 5536-24216 от 19.05.2022 г.), в котором указало следующее: "В ответ на Ваш запрос от 19/05/2022 исх. N 5536-24216 сообщаем что, на основании предоставленных сотрудниками ОПФР по Курганской области сведений, наши специалисты пришли к следующим выводам:
1. Картридж, артикул 106R03621, с нанесенной защитной голографической наклейкой N NT9619783CJQ, поставленный для нужд Отделения ПФР по Курганской области содержит следующие признаки неоригинальности:
a. у Производителя оригинальной продукции, отсутствуют сведения о производстве картриджа 106R03621 с защитной голографической наклейкой N NT9619783CJQ;
b. у данного картриджа используется защитная накладка отличная от предусмотренной Производителем оригинальной продукции;
c. у данного картриджа используется крепление чип-платы отличное от предусмотренного Производителем оригинальной продукции;
d. у данного картриджа используется чип-плата отличная от предусмотренной Производителем оригинальной продукции.
2. Картриджи, артикул 106R03621, перечисленные в таблице N1, поставленные для нужд Отделения ПФР по Курганской области содержат признак неоригинальности - у Производителя оригинальной продукции, отсутствуют сведения о производстве картриджей 106R03621 с данными номерами защитных голографических наклеек.
Таблица N 2
N п/п Артикул N защитной голографической наклейки
1 106R03621 NT9600926HTT
2 106R03621 NV6348490NGS
3 106R03621 NT5839099FGT
4 106R03621 NT9585848TRN
5 106R03621 NW1732702RXS
6 106R03621 NT9618231FHK
7 106R03621 NV6347256RMW
8 106R03621 NV1720271MPG
9 106R03621 NT4964322PMF
10 106R03621 NV6338845MZV
11 106R03621 NT7286511GLC
12 106R03621 NV6344825GLZ
13 106R03621 NV6349003CKF
14 106R03621 NT5377110JQL
15 106R03621 NV6348922NVC
16 106R03621 NT5377429VJM
17 106R03621 NV6344692DHP
18 106R03621 NT7784998LLF
19 106R03621 NT9585088DRQ
20 106R03621 NV8952987ZGB
21 106R03621 NT5377481PMV
22 106R03621 NT9618265PTH
23 106R03621 NT9585753QZL
24 106R03621 NV8451782HRM
25 106R03621 NT7282724HVK
26 106R03621 NT9400614GDT
27 106R03621 NT9585116JVH
28 106R03621 NV8466720TVD
29 106R03621 NT9619948TVT."
Вместе с тем, как следует из пояснений Заказчика (исх. N 5536-42060) от 16.08.2022 г., а также устных пояснений, данных представителями Заказчика в ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России, сотрудники ГУ "ОПФР по Курганской области" фотоматериалы в адрес ООО "Ксерокс (СНГ)" не направляли.
Из представленных Заказчиком документов и сведений следует, что 19.05.2022 г. в адрес Xerox Шульгиным М.А. направлено обращение следующего содержания: "Добрый день! Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области просит Вас провести экспертизу картриджей для лазерных принтеров (Картридж Xerox 106R03621 для принтера Xerox Phaser 3330 (оригинальный), 30 шт.), поступивших по Государственному контракту N 36 на поставку картриджей для лазерных принтеров от 25.04.2022 (Идентификационный код закупки N 221450100850545010100100620012823242) по представленным фотоматериалам. Скан во вложении".
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что такой запрос данных не может быть расценен как запрос о проведении экспертизы в рамках приемки товара по контракту, предусмотренному Законом о контрактной системе.
Комиссия также отмечает, что ни представитель ООО "Паритет-М", который проводил фотографирование поставленных ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", ни представители ООО "Ксерокс (СНГ)" в рассматриваемом случае не могут выступать в качестве экспертов, поскольку Заказчиком не соблюден порядок проведения экспертизы товара.
При таких обстоятельствах, Комиссия Курганского УФАС России не может прийти к однозначному и объективному выводу о том, что товар, поставленный ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" является неоригинальным.
Исходя из фактических обстоятельств дела, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не доказан факт поставки ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" неоригинального товара.
Кроме того, в рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией были проанализированы сведения, содержащиеся на официальном сайте компании Xerox (https://www.xerox.ru/), так в разделе "Бумага и расходные материалы" имеется ссылка на онлайн-инструмент, с помощью которого можно проверить оригинальность того или иного картриджа, воспользовавшись этим сервисом Комиссия введя часть номеров с защитной голографической наклейки, установила, что в этом сервисе отображается следующая запись: "Это подлинная голограмма Xerox".
Таким образом, оценивая доводы и пояснения ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", Комиссия Курганского УФАС России не может сделать вывода о том, что Обществом представлена недостоверная информация, фактические обстоятельства подтверждают пояснения Общества.
На заседании Комиссии Курганского УФАС России по рассмотрению обращения Заказчика представитель ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" пояснил, что умысел на уклонение от исполнения Контракта в действиях Поставщика отсутствовал, кроме того Обществом предпринимались попытки заменить товар, но в связи со сложившимися экономическими и политическим условиями получили отказ в приобретении продукции Xerox.
Исследовав все материалы и пояснения сторон Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от заключения или исполнения контракта.
ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" в материалы дела представлены документы, подтверждающие обстоятельства на которые лицо ссылается в письменных пояснениях и подтверждающие принятием им мер для надлежащего исполнения Контракта с Заказчиком.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что в действиях ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", ненадлежащим образом исполнившего Контракт, отсутствовали признаки злостного умышленного поведения, направленные на неисполнение им, как участником закупки, своих обязанностей по исполнению Контракта. Обществом были предприняты все возможные меры по приготовлению к надлежащему исполнению своих обязательств в рамках контракта с Заказчиком.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" предприняты меры для заключения и исполнения Контракта с Заказчиком.
В ходе заседания Комиссии, представители Заказчика пояснили, что не настаивают на включении сведений об ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", его директоре, учредителе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По смыслу указанной нормы Закона о контрактной системе, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что лицо употребило свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного, контрольный орган, при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, Комиссией Курганского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", не выявила.
Комиссия Курганского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ", его директоре, учредителе в Реестр недобросовестных поставщиков.
В рамках рассмотрения обращения Государственного учреждения "Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Курганской области" Комиссией Курганского УФАС России была проведена внеплановая проверка действий Заказчика, в ходе которой нарушений законодательства о контрактной системе установлено не было.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267,
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" (ИНН: 6318064511), директора, учредителя ООО "КАРТРИДЖ МАРКЕТ" Чижевских Я.А. (ИНН: 631407755620) в Реестр недобросовестных поставщиков, не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Заместитель Председателя Комиссии: ____________ А.В. Иванова
Члены Комиссии: ____________ И.М. Стрижова
____________ М.П. Чеботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 17 августа 2022 г. N РНП 45-68/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022