Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России) в составе:
проведено внеплановое контрольное мероприятие в отношении заказчика на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) для отправки корреспонденции почтовой связью для нужд УМВД России по Тюменской области (реестровый номер закупки 0367100012122000020).
Основание проведения внеплановой проверки: в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, абзацем 1 подпункта "а" пункта 19 раздела V Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заседание Комиссии Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводилось дистанционно с использованием плагина видеоконференции "True Conf".
Место проведения внепланового контрольного мероприятия: г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58а, 4 этаж, кабинет 401.
Уведомлением Тюменского УФАС России (исх.N ДП/3162/22 от 09.08.2022) определена дата и время проведения внеплановой проверки: 17.08.2022, 10 часов 00 минут.
Во исполнение уведомления Тюменского УФАС России (исх.N ДП/3162/22 от 09.08.2022) оператором электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" представлены в электронном виде все заявки, поступившие на участие в закупке.
Внеплановая проверка проводится с участием представителей:
от заказчика: Управления Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области (далее также - заказчик), М. по доверенности N 37/22 от 16.08.2022,
от заинтересованного лица: АО "Почта России" (далее также - заинтересованное лицо), Б. по доверенности N 77АГ 6995863 от 19.05.2021, Г. по доверенности N 66АА 6551289 от 08.02.2021, Т. по доверенности N 77АД 0747618, Ш. по доверенности 66АА 6551277,
Комиссия Тюменского УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 4, пунктом 5, подпунктом "д" пункта 12, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 04.08.2022 (вх.N 5262-ЭП/22) по подведомственности из Центрального аппарата ФАС России (исх.N 28/73396/22 от 03.08.2022) поступило обращение АО "Почта России" в котором указывается на признаки нарушения заказчиком в лице Управления Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области законодательства о контрактной системе.
АО "Почта России" в поступившем обращении указывает, что победителем закупки ООО "Н" предложен к поставке товар, не отвечающий требованиям описания объекта закупки, в связи с чем, заказчик должен был отклонить заявку ООО "Н". Неотклонение заказчиком заявки ООО "Н" и заключение с ним контракта на поставку товара, не отвечающего требованиям извещения об осуществлении закупки, является нарушением Закона о контрактной системе.
Кроме того, АО "Почта России" указывает на нарушение заказчиком требований статьи 17 Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Учитывая, что Комиссия по контролю в сфере закупок в соответствии со своими полномочиями не вправе рассматривать дела о нарушении требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", то в указанной части, информация передана на основании служебной записки уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о проведении проверки в части возможного нарушения заказчиком требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заказчиком представлены письменные пояснения на обращение АО "Почта России", которые приобщены к материалам дела, заказчик полагает, что у аукционной комиссии не имелось законных оснований для отклонения заявки ООО "Н", а следовательно, действия аукционной комиссии соответствуют Закону о контрактной системе.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация о товаре, предусмотренная пунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1-8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Из материалов дела следует, что Управление Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) для отправки корреспонденции почтовой связью для нужд УМВД России по Тюменской области, с начальной (максимальной) ценой контракта 1 000 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 24.06.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100012122000020.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения электронного аукциона http://roseltorg.ru.
Описанием объекта закупки (приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрены характеристики поставляемого товара:
Наименование товара
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара
Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе
Ед. изм.
Кол-во
Почтовая марка номиналом
24,00 руб.
стандартная самоклеящаяся.
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) те значения неизменных показателей, которые установил Заказчик.
шт.
8000
Почтовая марка номиналом
10,00 руб.
стандартная самоклеящаяся.
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) те значения неизменных показателей, которые установил Заказчик.
шт.
5000
Почтовая марка номиналом
5,00 руб.
стандартная самоклеящаяся.
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) те значения неизменных показателей, которые установил Заказчик.
шт.
6000
Почтовая марка номиналом
4,00 руб.
стандартная самоклеящаяся.
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) те значения неизменных показателей, которые установил Заказчик.
шт.
2000
Почтовая марка номиналом
1,00 руб.
стандартная самоклеящаяся.
Участник закупки указывает (не меняя формулировок) те значения неизменных показателей, которые установил Заказчик.
шт.
4000
Подпунктом "а" пункта 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Разделом 2 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 1 к извещению об осуществлении закупки) предусмотрено, что участнику закупки надлежит указать конкретные показатели товара, соответствующие требованиям извещения. Значения показателей, которые не могут изменяться, участник оставляет без изменений, дублируя в своей заявке. Запрещается участнику закупки изменять показатели, которые не изменяются. В случае, если участником закупки изменены значения неизменных показателей и данные значения не соответствуют значениям, установленным в описании объекта закупки, такая заявка признается несоответствующей требованиям извещения о закупке.
По результатам изучения первой части заявки ООО "Н" (идентификационный номер 2) установлено, что указанным участником закупки к поставке предложен товар со следующими характеристиками:
Наименование товара
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара
Ед. изм.
Кол-во
Примечание
Почтовая марка номиналом
24,00 руб.
стандартная самоклеящаяся
шт.
8000
К поставке предлагается эквивалент государственного знака почтовой оплаты (почтовой марки Почты России на самоклеящейся основе), электронная почтовая марка Национальной почтовой службы в виде QR-кода, наносимого на почтовый конверт при печати адресного блока, клеевая основа будет отсутствовать из-за отсутствия из-за отсутствия необходимости наклеивать электронную марку. Нанесение электронной почтовой марки в виде QR-кода на конверт осуществляется через личный кабинет заказчика. Доступ в личный кабинет будет организован отдельно, на бесплатной основе. В случае отсутствия возможности подключения к личному кабинету с рабочего места заказчика, электронные почтовые марки могут быть предоставлены в виде QR-кодов, распечатанных на самоклеящихся ярлыках с указанием номинала
Почтовая марка номиналом
10,00 руб.
стандартная самоклеящаяся
шт.
5000
К поставке предлагается эквивалент государственного знака почтовой оплаты (почтовой марки Почты России на самоклеящейся основе), электронная почтовая марка Национальной почтовой службы в виде QR-кода, наносимого на почтовый конверт при печати адресного блока, клеевая основа будет отсутствовать из-за отсутствия из-за отсутствия необходимости наклеивать электронную марку. Нанесение электронной почтовой марки в виде QR-кода на конверт осуществляется через личный кабинет заказчика. Доступ в личный кабинет будет организован отдельно, на бесплатной основе. В случае отсутствия возможности подключения к личному кабинету с рабочего места заказчика, электронные почтовые марки могут быть предоставлены в виде QR-кодов, распечатанных на самоклеящихся ярлыках с указанием номинала
Почтовая марка номиналом
5,00 руб.
стандартная самоклеящаяся
шт.
6000
К поставке предлагается эквивалент государственного знака почтовой оплаты (почтовой марки Почты России на самоклеящейся основе), электронная почтовая марка Национальной почтовой службы в виде QR-кода, наносимого на почтовый конверт при печати адресного блока, клеевая основа будет отсутствовать из-за отсутствия из-за отсутствия необходимости наклеивать электронную марку. Нанесение электронной почтовой марки в виде QR-кода на конверт осуществляется через личный кабинет заказчика. Доступ в личный кабинет будет организован отдельно, на бесплатной основе. В случае отсутствия возможности подключения к личному кабинету с рабочего места заказчика, электронные почтовые марки могут быть предоставлены в виде QR-кодов, распечатанных на самоклеящихся ярлыках с указанием номинала
Почтовая марка номиналом
4,00 руб.
стандартная самоклеящаяся
шт.
2000
К поставке предлагается эквивалент государственного знака почтовой оплаты (почтовой марки Почты России на самоклеящейся основе), электронная почтовая марка Национальной почтовой службы в виде QR-кода, наносимого на почтовый конверт при печати адресного блока, клеевая основа будет отсутствовать из-за отсутствия из-за отсутствия необходимости наклеивать электронную марку. Нанесение электронной почтовой марки в виде QR-кода на конверт осуществляется через личный кабинет заказчика. Доступ в личный кабинет будет организован отдельно, на бесплатной основе. В случае отсутствия возможности подключения к личному кабинету с рабочего места заказчика, электронные почтовые марки могут быть предоставлены в виде QR-кодов, распечатанных на самоклеящихся ярлыках с указанием номинала
Почтовая марка номиналом
1,00 руб.
стандартная самоклеящаяся
шт.
4000
К поставке предлагается эквивалент государственного знака почтовой оплаты (почтовой марки Почты России на самоклеящейся основе), электронная почтовая марка Национальной почтовой службы в виде QR-кода, наносимого на почтовый конверт при печати адресного блока, клеевая основа будет отсутствовать из-за отсутствия из-за отсутствия необходимости наклеивать электронную марку. Нанесение электронной почтовой марки в виде QR-кода на конверт осуществляется через личный кабинет заказчика. Доступ в личный кабинет будет организован отдельно, на бесплатной основе. В случае отсутствия возможности подключения к личному кабинету с рабочего места заказчика, электронные почтовые марки могут быть предоставлены в виде QR-кодов, распечатанных на самоклеящихся ярлыках с указанием номинала
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона N 0367100012122000020 от 06.07.2022 следует, что заявка ООО "Н" (идентификационный номер 2) признана победителем закупки, победителем закупки предложена цена 755 000,00 рублей (снижение составило 24,5 %).
19.07.2022 между Управлением Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области и ООО "Н" заключен государственный контракт (реестровый номер контракта 1720205881722000018).
Установленные в описании объекта закупки характеристики поставляемого товара являются неизменными, поставка иного товара не будет удовлетворять потребности заказчика, а также не будет отвечать установленным в описании объекта закупки техническим и функциональным свойствам поставляемого товара.
Учитывая вышеприведенное предложение ООО "Н" в отношении объекта закупки следует, что заявителем в нарушение требований описания объекта закупки размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, инструкции по заполнению заявки, изменены показатели, которые отнесены заказчиком к неизменным, а соответственно, подлежали включению заявку в неизменном виде.
Так, вместо неизменной характеристики "Почтовая марка. Стандартная самоклеящаяся", ООО "Н" указало: "Почтовая марка. Стандартная самоклеящаяся. К поставке предлагается эквивалент государственного знака почтовой оплаты (почтовой марки Почты России на самоклеящейся основе), электронная почтовая марка Национальной почтовой службы в виде QR-кода, наносимого на почтовый конверт при печати адресного блока, клеевая основа будет отсутствовать из-за отсутствия из-за отсутствия необходимости наклеивать электронную марку. Нанесение электронной почтовой марки в виде QR-кода на конверт осуществляется через личный кабинет заказчика. Доступ в личный кабинет будет организован отдельно, на бесплатной основе. В случае отсутствия возможности подключения к личному кабинету с рабочего места заказчика, электронные почтовые марки могут быть предоставлены в виде QR-кодов, распечатанных на самоклеящихся ярлыках с указанием номинала", что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки, описанию объекта закупки содержащего неизменные характеристики поставляемого товара, что изначально предусматривает вероятность неосуществления поставки почтовых самоклеящихся марок, в случае наличия у заказчика доступа в личный кабинет.
На основании изложенного, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу, что действия аукционной комиссии заказчика, принявшей решение о допуске заявки ООО "Н", противоречат пункту 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Комиссия Тюменского УФАС России дополнительно отмечает следующее.
Статьёй 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотрено, что государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Статьёй 11 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти в области связи предоставляются исключительные права на издание и организацию распространения государственных знаков почтовой оплаты, в данном случае, таким исключительным правом обладает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ.
Пунктом 1.6 приказа Министерства связи РФ от 26.05.1994 N 115 "Об утверждении положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации" предусмотрено, что знаки почтовой оплаты печатаются предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов РФ (Гознак) согласно заключаемым договорам.
Предметы (документы, конверты), созданные и используемые иными операторами почтовой связи для подтверждения оплаты их услуг почтовой связи, не являются "маркированными конвертами" и "почтовыми марками" или их эквивалентами.
Следовательно, эквивалент почтовой марки не является государственным знаком почтовой оплаты.
Объектом закупки является поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) для отправки корреспонденции почтовой связью.
Таким образом, предложенный ООО "Н" к поставке товар не является государственным знаком почтовой оплаты (почтовой маркой), предложенный товар не соответствует описанию объекта закупки.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт.
Частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта должен содержать информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1,2,5-8,10,17,18 и 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, то есть информацию, установленную в извещении об осуществлении закупки.
Извещением об осуществлении закупки предусмотрено, что предметом контракта является поставка государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки), без возможности поставки эквивалента товара.
В данном случае, нарушение порядка определения победителя закупки, повлекло заключение государственного контракта на условиях, противоречащих описанию объекта размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, что указывает нарушение частью 1 статьи 34, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая информацию содержащейся в реестре контрактов (44-ФЗ) официального сайта ЕИС в сфере закупок, что между УМВД России по Тюменской области и ООО "Н" заключен государственный контракт (реестровый номер контракта 1720205881722000018), который находится в стадии исполнения, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок решила, не выдавать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (маркированные конверты и почтовые марки) для отправки корреспонденции почтовой связью для нужд УМВД России по Тюменской области (реестровый номер закупки 0367100012122000020) в действиях заказчика, в лице Управления Министерства внутренних дел РФ по Тюменской области установлено нарушение части 1 статьи 34, пункта 1 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, подпункта "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в адрес заказчика, оператора электронной площадки не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде, в течение трех месяцев в установленном действующим законодательством порядке.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 августа 2022 г. N 43-ВП/2022 (ключевые темы: участники закупок - характеристика - почтовые марки - оператор электронных площадок - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2022