Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Уполномоченного органа - Муниципальное казенное учреждение "Центр информационного и административно-хозяйственного обеспечения" муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области;
в отсутствие представителей:
от Заявителя - ИП Тисло Данил Андреевич,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
03.08.2022 на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0345300121122000200 на капитальный ремонт пришкольного спортивного стадиона.
Начальная (максимальная) цена контракта - 12 222 247,19 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В первом доводе обращения Заявитель обращает внимание Инспекции на ненадлежащие положения инструкции по заполнению конкретных значений показателей товаров.
Инспекцией установлено, что описанием объекта закупки предусмотрены требования к значениям показателей поставляемых товаров (Описание объекта закупки). Извещением об осуществлении закупки также предусмотрена инструкция по заполнению конкретных показателей товаров (далее - Инструкция).
В доводах обращения Заявитель обращает внимание Инспекции на товар "Спортивный элемент тип 3", для которого установлено требование к значениям показателей: "Габаритная ширина: должно не быть до 2610 (двух тысяч шестисот десяти целых) мм и должно быть до 3100 (трёх тысяч ста целых) мм".
Так, Инспекция установила, что Инструкцией предусмотрены следующие положения:
"Требование только к максимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не > ...", "не должно быть > ...", "должно не быть > ...", "не должно быть свыше ...", "должно не быть свыше ...", "должно быть ..." в случае если требование установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть более ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть ...", "должно не быть ...", "не должно быть от ...", "должно не быть от ...", "должно быть < ..." _В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя_
Требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не более ...", "не должно быть более ...", "должно не быть более ...", "должно быть не > ...", "не должно быть > ...", "должно не быть > ...", "не должно быть свыше...", "должно не быть свыше ...", "должно не превышать ...", "не должно превышать ...", "должно быть ..." в случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть менее ...", "не должно быть более ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть ...", "должно не быть ...", "не должно быть от ...", "должно не быть от ...", "должно быть < ..."_ в случае если требование к максимальному значению нижней границы диапазонного показателя установлено не включительно и требование к минимальному значению верхней границы диапазонного показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не менее ...", "не должно быть менее ...", "должно не быть менее ...", "должно быть не < ...", "не должно быть < ...", "должно не быть < ...", "не должно быть до ...", "должно не быть до ..."_ В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя_Требование к минимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть ...", "должно быть не менее ...", "должно не быть до ..."_ в случае если требование к максимальному значению установлено включительно, и с использованием формулировок "должно быть до...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть равно ... и должно не превышать...", "должно быть < ..."_ В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя_Требование только к минимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не < ...", "не должно быть < ...", "должно не быть < ...", "не должно быть до...", "должно не быть до ..."_ В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя_".
Инспекция установила, что исходя из указанных положений Инструкции потенциальному участнику необходимо указать одно конкретное значение показателя, входящее в заданный Заказчиком диапазон. В связи с чем, Инспекция не усматривает нарушений Закона о контрактной системе со стороны Заказчика по данному доводу обращения.
Инспекция установила, что Инструкцией также предусмотрено: "Требование только к максимальному значению показателя Заказчик указывает с использованием формулировок "должно быть не > ...", "не должно быть > ...", "должно не быть > ...", "не должно быть свыше ...", "должно не быть свыше ...", "должно быть ..." в случае если требование установлено включительно, и с использованием формулировок "не должно быть более ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть более ...", "не должно быть ...", "должно не быть ...", "не должно быть от ...", "должно не быть от ...", "должно быть < ...", "не должно быть > ... и не должно быть равно ...", "не должно превышать ... и не должно быть равно ...", "не должно быть равно ... и должно не быть > ...", "не должно быть равно ... и должно не превышать ..." в случае если требование установлено не включительно (числовое значение с последующей расшифровкой прописью и единицей измерения при наличии заменены на многоточие), наименование показателя отделяется от характеристической части символом двоеточия ":". В данном случае Участник в своей заявке представляет конкретное значение показателя, указывая: наименования показателя в неизменном виде, одно числовое значение, не превышающее максимальное, установленное Заказчиком, значение и соответствующую единицу измерения, в случае если для такого показателя Заказчиком в документации была установлена единица измерения. В случае если требование к максимальному значению установлено не включительно, то, указываемое Участником, числовое значение не может быть равно максимальному, установленному Заказчиком, значению".
Исходя из указанных положений Инструкции Инспекция приходит к выводу, что Заказчиком не поясняется, в каких случаях требования установлены включительно. К примеру, не ясно как интерпретировать требование "должно быть до ...", является ли крайнее значение включенным или нет. В случае, если такое требование является не включенным при наличия знака ":", то каким образом потенциальному участнику необходимо заполнить значение показателя с требованием "должно быть ...". Символ "" означает "меньше или равно", но в случае если установлен знак ":", согласно инструкции Заказчика, потенциальный участник должен изменить свое значение, что противоречит математическим правилам чтения знаков.
Кроме того, Комиссия отмечает, в Инструкции Заказчика требования в отношении товара, требуемого заказчику сформулированы таким образом, что участникам и контролирующему органу необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Таким образом, вышеуказанные положения Инструкции могут ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, что приведет к неправильному заполнению заявки участником закупки и дальнейшему ее отклонению.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
1. Выявить в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Не выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, так как ранее выдано предписание по делу N 047/06/42-2374/2022;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 18 августа 2022 г. N 047/06/49-2393/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2022