Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области:
от Уполномоченного органа: Администрация муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области:
в отсутствие представителей:
от Заявителя - ИП Богомазов Андрей Анатольевич,
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
10.03.2022 на официальном сайте ЕИС размещено извещение N 0145300010322000037 на приобретение одной однокомнатной квартиры в г. Кингисеппе Кингисеппского городского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 252 060,22 рублей.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Кроме того, пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В доводах обращения Заявитель обращает внимание Инспекции на ненадлежащее заключение контракта с лицом, не обладающим соответствующим правом на объект закупки.
Инспекцией установлено, что объектом закупки является приобретение одной однокомнатной квартиры в г. Кингисеппе Кингисеппского городского поселения Кингисеппского муниципального района Ленинградской области для детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Инспекция установила, что на участие в указанной закупке подано две заявки. Победителем признана заявка ИП Бушманского С.В. (N 200 с предложенной ценой в размере 4 589 917,60 руб.).
В соответствии с пунктом 1.2 муниципального контракта от 01.04.2022 (далее - Контракт) Продавец продает принадлежащую ему на праве собственности однокомнатную квартиру общей площадью 30,5 кв.м., расположенную на пятом этаже пятиэтажного жилого дома, находящегося по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Кингисеппское городское поселение, г. Кингисепп, пер. Аптекарский, д.12, кв. 17.
Инспекция определила, что согласно Контракту продавцом выступает физическое лицо Григорьев Александр Борисович, являющийся собственником спорной квартиры.
Так, Контрактом установлено:
"Комитет по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, зарегистрированный мэрией Кингисеппского района 28.02.1992 года, регистрационный номер 318, внесенный в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024701426420, свидетельство серии 47 N 001193214, местонахождение по адресу: 188480, Ленинградская область, г.Кингисепп, пр.Карла Маркса, д.2а, выступающий от имени Муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, Устав зарегистрирован Управлением Министерства Юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области 20.05.2009 года, государственный регистрационный номер RU 475070002009001, именуемый в дальнейшем "Покупатель", в лице председателя комитета Хамовой Марины Евгеньевны, действующего на основании Положения о Комитете (в новой редакции), с одной стороны и Индивидуальный предприниматель Бушманский Сергей Владимирович, 24 мая 1980 года рождения, место рождения: гор. Стебник Львовской области, гражданство Российской Федерации, пол: мужской, паспорт гражданина Российской Федерации 41 18 990795, выданный ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области 12.04.2019 года, код подразделения 470-009, ИНН 470506590053, зарегистрированный по адресу: Ленинградская область, гор. Гатчина, ул. Слепнева, дом 4, корпус 4, квартира 11, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 10 по Ленинградской области в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей 03.07.2015 за основным государственным регистрационным номером 315470500005800, выступающий на основании доверенности 47 Б А 3781986 от 21 февраля 2022 года, удостоверенной Ульяничевой Мариной Демьяновной, нотариусом Кингисеппского нотариального округа Ленинградской области, зарегистрировано в реестре: N 47/77-н/47-2022-2-198, от имени Григорьева Александра Борисовича, 22 октября 1954 года рождения, место рождения Казарма 424 км Новосокольнического района Псковской области, гражданство: Российская Федерация, пол: мужской, паспорт 4102 411978, выданный Отделом внутренних дел Кингисеппского района Ленинградской области 03.03.2002 года, код подразделения 472-007, ИНН 470700794040, зарегистрированный по адресу: Ленинградская область, гор. Кингисепп, ул. Иванова, дом 21, квартира 15, именуемый в дальнейшем "Продавец", с другой стороны, заключили настоящий Муниципальный контракт (далее Контракт) о нижеследующем:
Основанием для заключения настоящего Контракта является решение Комиссии по осуществлению закупок МО "Кингисеппский муниципальный район" о признании Продавца победителем (Протокол подведения итогов электронного аукциона N0145300010322000037-2 от 21.03.2022 года)".
Из указанных положений Контракта следует, что победитель закупки не является собственником продаваемой квартиры, что, по мнению Заявителя, говорит о том, что такой участник не соответствует требованиям части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В тоже время согласно пункту 1 статьи 185 доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
В соответствии со статьей 185.1 ГК РФ:
1. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
3. Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Такая доверенность удостоверяется бесплатно.
4. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
При этом Инспекцией установлено, что описанием объекта закупки предусмотрены требования к квартире. Описанием объекта закупки также предусмотрено следующее:
"2. Квартира должна быть свободна от прав третьих лиц, не являться предметом каких-либо иных договоров (контрактов), не находиться в споре или под арестом (запретом), никому не продана, не подарена, не обещана в дарение, не заложена.
3. Квартира должна быть зарегистрирована в установленном порядке.
4. Участник закупки (Продавец) должен являться собственником квартиры либо действовать от имени собственника квартиры: юридического лица, либо совершеннолетнего гражданина, действующего на законных основаниях.
5. Квартира не должна находиться доме, признанном в установленном порядке ветхим, аварийным и подлежащим сносу.
6. Продавец обязуется обеспечить осмотр квартиры Заказчиком (Покупателем) для составления акта санитарно-технического состояния квартиры до заключения Контракта.
7. Продавец обязуется передать Заказчику (Покупателю) квартиру по акту приема-передачи в течение 10 дней с момента заключения Контракта.
8. Продавец обязуется до момента государственной регистрации перехода права собственности на квартиру, поддерживать её в технически исправном состоянии и нести все имущественные и иные риски, связанные с её гибелью или повреждением, оплачивать коммунальные услуги.
9. Продавец обязуется фактически освободить квартиру и снять с регистрационного учета всех зарегистрированных в квартире лиц до момента подписания акта приема-передачи квартиры (если Продавец зарегистрирован на момент подписания Контракта).
10. В момент подписания акта приема-передачи квартиры Продавец передает Покупателю ключи от квартиры, техническую документацию, справку о регистрации.
11. В день окончания срока государственной регистрации перехода права собственности на квартиру Продавец передает Покупателю квитанции по оплате коммунальных услуг.
12. Все расходы по государственной регистрации несет Продавец.
13. На момент заключения муниципального контракта Продавец гарантирует представление Покупателю следующих документов:
- копия документа, подтверждающего право собственности на квартиру;
- копии правоустанавливающих документов на квартиру, являющихся основанием для регистрации права собственности (например, договоры купли-продажи, дарения, мены и т.д.);
- копия технического паспорта на квартиру;
- выписка из ЕГРН на квартиру;
- копии паспорта, ИНН (для физического лица - собственника квартиры и Продавца);
- надлежащим образом оформленная доверенность, подтверждающая полномочия лица по осуществлению всех действий по продаже квартиры (в случае если собственник квартиры поручает осуществить все действия по продаже квартиры другому физическому (юридическому) лицу;
- справка о регистрации:
- банковские реквизиты (для произведения оплаты за квартиру).
14. Продавец обязуется предоставить в Кингисеппский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области все необходимые документы для государственной регистрации перехода права собственности на продаваемую квартиру и нести ответственность за их достоверность".
На основании вышеизложенных положений описания объекта закупки следует, что участник закупки должен являться собственником квартиры либо действовать от имени собственника квартиры: юридического лица, либо совершеннолетнего гражданина, действующего на законных основаниях.
Инспекция установила, что участник закупки (ИП Бушманский С.В.) является лицом, действующим от имени собственника квартиры (Григорьев А.Б.) на основании доверенности N 47 Б А 3781986 от 21 февраля 2022 года, удостоверенной Ульяничевой Мариной Демьяновной, нотариусом Кингисеппского нотариального округа Ленинградской области, зарегистрировано в реестре: N 47/77-н/47-2022-2-198.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях Заказчика - Комитета по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области, нарушений Закона о контрактной системе при осуществлении закупки не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 23 августа 2022 г. N 047/06/49-2393/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2022