Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии -врио руководителя Крымского УФАС России В.Ю. Розинов,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская городская клиническая больница N7" (далее - Заказчик) - Дудко А.А. (по доверенности);
- ИП Лялякин Алексей Александрович (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка пластиковых изделий для ПЦР" (извещение N 0375200002022000157) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями комиссии Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно доводу жалобы: "В позиции 5 технического задания требуется Наконечники CO-RE с фильтром объемом 1000 мкл Товарный знак Hamilton и не допускается эквивалент. Позиция уникальная. ограничивает конкуренцию. Требуем либо допустить эквивалент либо разъединить лоты".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с возражениями Заказчика: "Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Так у Заказчика в наличии имеется "Станция дозирующая автоматическая Microlab STARlet" (Регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2018/6981).
Согласно ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЕСТРА МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ (ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО И ИЗГОТОВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ (источник: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch ) станция дозирующая автоматическая Microlab STARlet (Регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2018/6981) имеет зарегистрированное "Руководство по эксплуатации "Станция дозирующая автоматическая Microlab STARlet с принадлежностями.
Согласно п. 2.6. (стр. 83) "Руководства по эксплуатации "Станция дозирующая автоматическая Microlab STARlet с принадлежностями":
"Наконечники CO-RE компании "Гамильтон" являются единственными наконечниками, предназначенными для работы с автоматической дозирующей станцией Microlab STARlet, разработанными для выполнения требований самых гибких и надежных автоматизированных задач дозирования. Каналы захватывают наконечники, а не используют стандартный метод натягивания наконечника с усилием на держатель (см, главу 2,1,2 касательно технологии CO-RE), Такая конструкция обеспечивает превосходное выравнивание наконечника, плотно фиксирует наконечник на дозирующем канале, устраняет деформацию наконечника и контаминацию аэрозолем.
Использование наконечников, отличных от наконечников компании "Гамильтон", на автоматической дозирующей станции Microlab STARIet исключено. В наконечниках других производителей не предусмотрено кольцевое пространство для уплотнительного кольца. Это может привести к непредвиденной деформации уплотнительного кольца материала самого наконечника. Это может стать причиной нарушения правильного размещения наконечника, нарушения герметичности, уменьшения срока службы уплотнительного кольца, неправильного сброса и возможного прекращения работы станции из-за случайно упавших наконечников. Таким образом, компания "Гамильтон" не поддерживает использование наконечников других производителей на дозирующих платформах ML STAR" (цитата руководства пользователя).
Таким образом, недопустимость эквивалента по п.5 ТЗ обусловлена закупкой расходных материалов к оборудованию, используемым заказчиком (станция дозирующая автоматическая Microlab STARlet) в соответствии с технической документацией на указанное оборудование. В инструкции производителя на станцию, предусмотрена возможность использования только оригинальных наконечников с товарным знаком Hamilton. Использование сторонних расходных материалов может привести к появлению ошибок в объемах дозирования, непредвиденным аварийным ситуациям, выходу из строя оборудования и как следствие ошибочным результатам исследований, а также к лишению гарантии на данное оборудованию.
Так "Станция дозирующая автоматическая Microlab STARlet" находится на гарантии, ввиду чего лишение его гарантии ввиду нарушения правил его эксплуатации приведет к неэффективному использованию бюджетных средств.
По вопросу формирования лота сообщаем следующее:
_
Вместе с тем приобретаемые в рамках закупки пластиковые изделия для ПЦР входят в одну товарную группу, имеют Код ОКПД2: 32.50.50.190, используются в едином технологическом процессе и функционально связаны между собой при проведении лабораторных исследований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к товарам, работам, услугам с учетом специфики деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды. Заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.02.2021 N Ф01-15747/2020 по делу N А43-15437/2020).
Более того, на участие в закупке было подано 4 заявки участников, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки и подтверждает отсутствие каких-либо необоснованных ограничений конкуренции".
Как следует из приложения к извещению о закупке "Описание объекта закупки" по позиции N5 Заказчиком указано следующие:
N |
Наименование |
Техническое задание |
5 |
32.50.50.190 - ОКПД 2 |
Объем 1000 мкл. Наличие гидрофобного фильтра. Наличие токопроводящего покрытия, позволяющего проводить кондуктометрическую детекцию уровня жидкости. Наконечники должны поддерживать функцию захвата без использования вертикальной силы, путём фиксации расширительного кольца головки дозирующего канала в желобе наконечника. В штативе не менее 96 штук. Штативы должны быть размещены в блистеры не менее чем по 5 штативов. Не менее 8 блистеров в упаковке. Не менее 3840 наконечников в упаковке. Должны быть совместимы со станцией дозирующей автоматической Microlab STARlet, имеющейся в наличии у Заказчика |
Исходя из пояснений представителя Заказчика, в медицинском учреждении в наличии имеется Станция дозирующая автоматическая "Microlab STARlet" с принадлежностями (Регистрационный номер медицинского изделия РЗН 2018/6981), что также указано в техническом описании закупки. В Государственном реестре медицинских изделий и организации (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий Станция дозирующая автоматическая "Microlab STARlet" имеет зарегистрированное "Руководство по эксплуатации "Станция дозирующая автоматическая "Microlab STARlet" с принадлежностями" (далее - Руководство). Согласно пункту 2.6 Руководства указано, что наконечники CO-RE компании "Гамильтон" являются единственными наконечниками, предназначенными для работы с автоматической дозирующей станцией Microlab STARlet, разработанными для выполнения требований самых гибких и надежных автоматизированных задач дозирования. Каналы захватывают наконечники, а не используют стандартный метод натягивания наконечника с усилием на держатель. Такая конструкция обеспечивает превосходное выравнивание наконечника, плотно фиксирует наконечник на дозирующем канале, устраняет деформацию наконечника и контаминацию аэрозолем. Использование наконечников, отличных от наконечников компании "Гамильтон", на автоматической дозирующей станции Microlab STARIet исключено.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 05.02.2016 N 09-С-571-1414 возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями, другого производителя определяется, производителем медицинского оборудования. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Крымского УФАС был направлен запрос компании ООО "ИЛС", указанной в Государственном реестре медицинских изделий и организации (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий как уполномоченный представитель производителя (изготовителя) Hamilton Bonaduz AG (Швейцария), с просьбой предоставления информации относительно того, с какими торговыми марками возможна совместимость использования Наконечников CO-RE с фильтром объемом 1000 мкл, с характеристиками представленными Заказчиком в техническом задании.
В ответе на запрос, компания ООО "ИЛС" также подтвердила совместимость Станция дозирующая автоматическая "Microlab STARlet" с принадлежностями исключительно с наконечниками CO-RE компании "Hamilton", а также указала, что в соответствии с разъяснениями производителя-компании Hamilton от 26.11.2020 г., использование сторонних расходных материалов (в том числе наконечников) допускается при условии проведения процедуры тестирования и одобрения таких наконечников производителем. Указанная процедура осуществляется по дополнительному запросу, направляемому в адрес компании Hamilton.
Данный вывод также подтверждается в пункте 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, согласно которому включение заказчиком в требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, возможно при наличии специфики использования такого товара.
Законодателем обозначен приоритет ориентирования медицинских организаций, в первую очередь, на качество оказываемых услуг. Описание объекта закупки разрабатывается исходя из потребностей заказчика в товаре, необходимом для осуществления его функций и потребностей пациента. Объект закупки, в том числе характеристики подлежащего к поставке товара, определяются исходя из потребностей пациента, нацелены на оказание неотложной и экстренной медицинской помощи при заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют.
Учитывая изложенное, действия комиссии Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, жалоба признается необоснованной.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия был уведомлен, также не представил доказательств, подтверждающих довод жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии В.Ю. Розинов
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 24 августа 2022 г. N 082/06/106-954/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022