Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Э.С. Велиляева,
специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В. Бачинская,
при участии представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Республиканская клиническая больница им. Н.А. Семашко" (далее - Заказчик) - Мурадов С.А. (по доверенности) (очное присутствие);
- Государственный комитет конкурентной политики Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) - Хованский И.В. (по доверенности);
- ООО "Аннтом Мед" (далее - Заявитель) - Чернова Е.В. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Поставка изделий медицинского назначения "Расходные материалы для отделения кардиохирургии" ВМП2" (извещение N 0175200000422000418) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с жалобой Заявителя: "Требованиям к позициям N7 и N8 технического задания соответствует товар конкретного производителя: Интродьюсер RADIFOCUS INTRODUCER II производства компании "Терумо Корпорейшн" (РЗН 2016/4786).
Ниже представлены принт-скриты из технического задания данной закупки:
Обращаем внимание на следующие ограничивающие требования к товарам:
1) Cиликоновый гемостатический клапан, конструктивно выполненный из двух мембран с продольными отверстиями, расположенными перпендикулярно друг другу.
2) Длина интродьюсера, см: не более 10.
_
Комплекс требований к закупаемому товару не дает возможности потенциальным поставщикам предложить к поставке аналогичные товары. Следует отметить, что гемостатический клапан требуемой конфигурации используется только компанией "Терумо Корпорейшн". На территории Российской Федерации представлены товары данного типа с различной формой гемостатических клапанов, такие как: шестилепестковый гемостатический клапан производителя "Кордис Корпорейнш" или трехстворчатый гемостатический клапан компании "Бостон Сайентифик".
Требуемое значение длины интродьюсера ограничивает большую часть товаров, полностью соответствующий поставленным операционным задачам, так как большая часть производителей медицинских изделий данного типа поставляет на территорию Российской Федерации интродьюсеры длиной 11 см, которые является аналогами требуемого Заказчику медицинского изделия и также подойдут для любых проводимых операционных мероприятий.
Отмечаем, что на территории Российской Федерации представлено как минимум три аналогичных товара различных производителей, также используемых для проведения сосудистого операционного инструментария в локацию повреждения через бедренную артерию пациента:
1) Интродьюсер AVANTI+ производства компании "Кордис Корпорейшн" (РЗН 2015/3272);
2) Интродьюсер внутрисосудистый Medikit производства компании "Бостон Сайентифик Корпорейшн" (РЗН 2015/3189);
3) Интродьюсер Prelude производства компании "Мерит Медикал Системс, Инк." (РЗН 2020/9693).
Требованиям к позиции N4 соответствует товар единственного производителя, представленного на территории Российской Федерации: Стент внутрисосудистый р64 производства "фенокс ГмбХ" (РЗН 2016/3590).
Требуемая размерная линейка, в сочетании с другими параметрами не дает возможности потенциальным поставщикам предложить к поставке аналогичные товары.
Требование технического задания к размерам закупаемых стентов:
1) Номинальные диаметры стента 2.5-5.0 мм с шагом 0,5 мм (по выбору Заказчика на момент формирования заявки);
2) Номинальные рабочие длины стента 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм (по выбору Заказчика на момент формирования заявки)".
Как следует из приложения к извещению о закупке "Описание объекта закупки (техническое задание)" по позициям N4, 7, 8 Заказчиком указано следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Ед. изм. |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
4 |
Стент для сосудов головного мозга металлический непокрытый |
Рентгеноконтрастные маркеры на концах стента |
шт. |
не менее 8 |
Минимальный внутренний диаметр совместимого микрокатетера |
дюйм |
не менее 0.027 |
||
7 |
Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый |
Длина интродьюсера |
см |
не более 10 |
Длина минипроводника |
см |
не более 45 |
||
8 |
Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый |
Длина интродьюсера |
см |
не более 10 |
|
|
|
||
Длина минипроводника |
см |
не более 45 |
N п/п |
Наименование товара |
Наименование параметра (показателя) товара, устанавливаемое Заказчиком |
Требуемое значение, установленное Заказчиком |
4 |
Стент для сосудов головного мозга металлический непокрытый |
Материал нитинол и платина |
Соответствие |
Представляет собой самораскрывающуюся плетеную конструкцию из 64 нитей, 2-х видов проволоки: нитиноловой и платиновой. |
Соответствие |
||
Доставляющая система стента позволяет многократно репозиционировать стент при выдвижении из катетера 100% рабочей длины стента |
Соответствие |
||
Номинальные диаметры стента 2.5-5.0 мм с шагом 0,5 мм (по выбору Заказчика на момент формирования заявки) |
Соответствие |
||
Номинальные рабочие длины стента 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм (по выбору Заказчика на момент формирования заявки) |
Соответствие |
||
7 |
Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый |
Боковое отведение с 3-ходовым краником |
Соответствие |
Дилататор |
|
||
Длинаиглы 70 см |
|
||
Минипроводник диаметром 0,038 дюйма |
|
||
Диаметр интродьюсера - 8 F |
Соответствие |
||
Игла для артериального доступа диаметром - 18G |
Соответствие |
||
Cиликоновый гемостатический клапан, конструктивно выполненный из двух мембран с продольными отверстиями, расположенными перпендикулярно друг другу. |
Соответствие |
||
Материал шафта интродьюсера - ETFE (Ethylene tetraftluroethylene). |
Соответствие |
||
8 |
Интродьюсер для ввода медицинских инструментов при сердечно-сосудистых заболеваниях, неуправляемый |
Боковое отведение с 3-ходовым краником |
Соответствие |
Дилататор |
|
||
Cиликоновый гемостатический клапан, конструктивно выполненный из двух мембран с продольными отверстиями, расположенными перпендикулярно друг другу. |
Соответствие |
||
Минипроводник диаметром 0,038 дюйма |
|
||
Диаметр интродьюсера 7 F |
Соответствие |
||
Игла для артериального доступа диаметром 18G |
Соответствие |
||
Длинаиглы70 см |
Соответствие |
||
Материал шафта интродьюсера - ETFE (Ethylene tetraftluroethylene). |
Соответствие |
Согласно возражениям Заказчика: "1) Данный набор имеет огромный ряд преимуществ, например: Уникальный запатентованный гемостатический клапан обеспечивает бескомпромиссный гемостаз, предотвращающий кровотечение и аспирацию воздуха.
Унифицированный кончик (TIF): оптимальная коническая форма кончика, плавный переход шафт-дилататор, облегчает введение и обеспечивает плавное введение интродьюсера.
Трехходовой гемостатический клапан обеспечивает гемостаз, предотвращая кровотечение и аспирацию воздуха.
Тонкая рентгеноконтрастная стенка шафта с противозагибочным рукавом обеспечивают превосходную манипуляцию катетером.
Специальная форма крепления дилататора с защелкой предотвращает смещение дилататора при введении и позволяет манипулировать дилататором одной рукой.
Surflash или металлическая игла для микропункци.
Что касается длины интрадьюсера, то 10 см это оптимальная и удобная длина для чрезкожного введения в сосуд в целях обеспечения доступа и облегчения процедуры вмешательства в целом.
Аналогичных товары подобными свойствами не обладают.
2) Выбор данного продукта обусловлен возможностью его "собрать" обратно после полного извлечения стента из микрокатетера, что позволяет максимально точно расположить девайс в сосуде и позволяет корректировать его положение даже после 100% извлечения из микрокатетера. Что уменьшает риски не корректного положения стента в сосуде и снижает риски возможных осложнений и частоту повторных операций. Эквивалентные товары, зарегистрированные на территории РФ подобными свойствами не обладают".
Иными словами, Заявитель в жалобе указывает на тот факт, что по совокупности характеристик, установленных Заказчиком по позициям N7, N8 Технического задания извещения о Закупке, соответствует товар единственного производителя, а именно интродьюсер производства компании "Терумо Корпорейшн" (РЗН 2016/4786), а по позиции N 4 - Стент внутрисосудистый р64 производства "Фенокс ГмбХ" (РЗН 2016/3572).
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия также отмечает, что частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявителем в ходе заседания Комиссии Крымского УФАС России были даны пояснения, согласно которым установленные по позициям N7-8 параметры длина интродьюсера не более 10 см и длина минипроводника не более 45 см, а также их диаметр - 7-8 F и 0,038 дюйма, не дают возможность предложить товары разных производителей, так как, например, большая часть производителей медицинских изделий данного типа поставляет на территорию Российской Федерации интродьюсеры длиной 11 см. Кроме того, по позиции N 4 "Стент для сосудов головного мозга металлический непокрытый" с параметрами номинальные диаметры стента 2.5-5.0 мм с шагом 0,5 мм (по выбору Заказчика на момент формирования заявки) и номинальные рабочие длины стента 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30 мм (по выбору Заказчика на момент формирования заявки), также не дают возможность предложить товары разных производителей, так как согласно инструкции, размещенной на сайте Федеральной службы по надзору в сфере Здравоохранения Российской Федерации, под данные характеристики, установленные Заказчиком, соответствует товар единственного производителя, представленного на территории Российской Федерации - Фенокс ГмбХ" (РЗН 2016/3572).
Кроме того, Заказчик не привел документальных доказательств, свидетельствующих о необходимости установления именно таких длины и диаметра интродьюсера и минипроводника и параметров по позиции N 4, а также о невозможности установления иных значений рассматриваемых параметров.
Вместе с тем, Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что на участие в электронном аукционе поданы две заявки, только одна из которых соответствует требованиям извещения.
Таким образом, Заявитель жалобы на заседании Комиссии представил доказательства ограничения конкуренции на основе анализа рынка поставляемого товара и инструкций, размещенных на сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о нарушении в действиях Заказчика требований части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба признается обоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Э.С. Велиляева
Т.В. Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 31 августа 2022 г. N 082/06/106-969/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022