Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Виннер-принт" (далее - Заявитель) на действия Верховного Суда Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товаров для документооборота и делопроизводства (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100011122000069) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно жалобе Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего описание объекта закупки извещения о проведении Аукциона (далее - Описание объекта закупки).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона (далее - Извещение), протоколами, составленными при проведении Аукциона:
1) извещение размещено в ЕИС - 08.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) максимальное значение цены контракта - 6 706 916,45 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 43701059090090019244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.08.2022;
6) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 22.08.2022;
8) предложения о цене контракта поданы 4 участниками закупки;
9) по результатам рассмотрения заявок, заявки 4 участников закупки признаны соответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "БЭП" с минимальным предложением о цене контракта в размере 3 284 604,19 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки.
1.1. По мнению Заявителя, Заказчиком не обеспечена возможность поиска информации в требованиях к поставляемому товару по позиции 13 "Журнал (книга) регистрации и учета специализированный #3" Описания объекта закупки, а именно слова "болеe" в характеристике вышеуказанного товара "Белизна по (СIE) должна быть болеe 142% и менее 148%".
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, указанная в части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, размещается на официальном сайте, если иное не предусмотрено в соответствии с Законом о контрактной системе. Информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, не подлежат размещению в единой информационной системе.
Частью 5 статьи 5 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с Законом о контрактной системе информации и документов в ЕИС, на электронной площадке такие информация и документы должны быть доступны для ознакомления в ЕИС, на электронной площадке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. Взимание платы за предоставление доступа к таким информации и документам не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с позицией 13 Описания объекта закупки к товару "Журнал (книга) регистрации и учета специализированный #3" установлена, в том числе следующая характеристика "Белизна по (СIE) должна быть болеe 142% и менее 148%".
Информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается в ЕИС в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов в формате, обеспечивающим возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Описании объекта закупки не обеспечена возможность поиска слова "болеe", что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки, выразивших согласие с положениями Извещения и признанными соответствующими требованиям Извещения.
1.2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки установлены излишние требования к характеристикам товаров, предусмотренных позициями 1-13 Описания объекта закупки, а именно: "Перекос изображения не может превышать 0,2 мм* (СТ 001.01)", "Белизна (СIE) должна быть более 145%", "Непрозрачность должна быть не менее 91%", "Относительная влажность должна быть в диапазоне 4,5%-5,5%*", "Клей ПВАД гомополимерный грубодисперсный ДФ 51/15В, изготовленный не хуже ГОСТ 18992-80", "Материал на обложку (оклейка): общий вес 1 м2 должен составлять 19320 г" (далее - Характеристики N 1).
На заседании Комиссии установлено, что в позициях 1-13 Описания объекта закупки установлены Характеристики N 1.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные Характеристики N 1 установлены в соответствии с потребностью Заказчика и обусловлены необходимостью максимально точного отражения функциональных, технических, качественных характеристик (эксплуатационных) товара. При этом соответствующее обоснование содержится в Описании объекта закупки.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
1.3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Описании объекта закупки установлены излишние требования к характеристикам товаров, предусмотренных позициями 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 Описания объекта закупки, а именно: "Недопустимо наличие "марашек" (элементов бумажной пыли, отпечатанных через офсетную резину). Не разрешается наличие царапин" (далее - Характеристики N 2).
В соответствии с Извещением в позициях 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 Описания объекта закупки установлены Характеристики N 2.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии со Стандартом качества, предъявляемым к полиграфической продукции (СТ 001.01) (далее - Стандарт СТ 001.01) и установленном в Описании объекта закупки допустимое количество "марашек" на офсетном оттиске (элементов бумажной пыли, отпечатанных через офсетную резину) размером не более 1,5 мм составляет 3 штуки на 0,32 м2 печатного листа, если данный элемент не искажает текстовой информации и не расположен на имиджевых элементах.
Таким образом, требование Характеристики N 2 о недопустимости наличия "марашек" не соответствует положениям Стандарта СТ 001.01, указанным Заказчиком в Описании объекта закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
1.4 Согласно доводу Заявителя Заказчиком в позициях 12, 13 Описания объекта закупки ненадлежащим образом установлено требование к характеристикам, а именно: "Переплет должен быть не хуже 7".
В соответствии с позициями 12, 13 Описания объекта закупки к товарам "Журнал (книга) регистрации и учета специализированный #3" и "Журнал (книга) регистрации и учета специализированный #3" установлена, в том числе следующая характеристика "Переплет должен быть не хуже 7".
Вместе с тем Заказчиком в Описании объекта закупки к вышеуказанным позициям не установлен показатель потребности Заказчика, например, "Тип переплета должен быть не хуже 7".
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контактной системе.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в закупке подано 4 заявки от участников закупки, выразивших согласие с положениями Извещения и признанными соответствующими требованиям Извещения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".
В соответствии с пунктом 11 Правил общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно пункту 12 Правил общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Пунктом 6.15 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, установлено следующее: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену настоящего Контракта".
Кроме того, пунктом 6.12 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, установлено следующее: "Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, не может превышать цену настоящего Контракта".
Таким образом, изучив проект государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ответственность заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствующая редакции Постановления N 1042, действующей на момент публикации Извещения.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Виннер-принт" обоснованной в части пунктов 1.1., 1.3., 1.4. мотивировочной части решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 августа 2022 г. N 28/06/105-2724/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022