На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 15.11.2021 N 1264/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение информационного агентства "Точка Ньюс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях МБУ "ЭВИС" (далее - Заказчик), Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по разработке (актуализации) схемы водоотведения и ливневого стока с разработкой муниципальной информационной системы города Челябинска на период до 2033 года (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0169300000122000796) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ проведения закупки в форме открытого конкурса в электронной форме вместо проведения закрытой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено в техническом задании извещения о проведении Конкурса требование к исполнителю о согласовании с Заказчиком объема услуг по техническому обследованию сетей;
3) Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование к участникам Конкурса о наличии членства в саморегулируемой организации (далее - СРО) на выполнение работ по инженерным изысканиям.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 09.08.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 19.08.2022.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) по Конкурсу:
1) извещение о проведении Конкурса размещено в ЕИС - 07.07.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 330 000 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.07.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
7) Заказчиком с ООО "Датум групп" заключен муниципальный контракт от 08.08.2022 N 0169300000122000796 по цене 13 330 000 рублей (реестровый номер контракта в ЕИС - 3744816494222000049).
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ проведения закупки в форме открытого конкурса в электронной форме вместо проведения закрытой процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в извещении о проведении Конкурса содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Частью 11 статьи 24 Закона о контрактной системе установлены случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Так, в соответствии с пунктом 2 части 11 статьи 24 Закона о контрактной системе закрытые конкурентные способы применяются в случае закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом Конкурса является оказание услуг по разработке (актуализации) схемы водоотведения и ливневого стока с разработкой муниципальной информационной системы города Челябинска на период до 2033 года.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с техническим заданием извещения о проведении Конкурса при оказании услуг исполнителю предоставляются исходные данные, а именно:
1) утвержденный Генеральный план города (в том числе графическая часть в векторном формате);
2) утвержденные проекты планировки территории (в том числе графическая часть в векторном формате);
3) утвержденная схема водоснабжения и водоотведения, включая электронную модель;
4) выданные разрешения на строительство;
5) актуальные планшеты М 1:500 на территорию города Челябинска в растровом и векторном виде (в формате PDF/ JPEG/TIFF/SHP/ DXF) с привязкой к номенклатурной сетке планшетов (в формате SHP/DXF);
6) проектная, исполнительная, эксплуатационная и иная документация.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии с указом
Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, относятся сведения, раскрывающие схемы водоснабжения городов с населением более 200 тысяч человек или железнодорожных узлов, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих.
Таким образом, сведения, раскрывающие схему водоснабжения Челябинска, расположение головных сооружений водопровода или водовода, их питающих, отнесены к государственной тайне.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с письмом
УФСБ России по Челябинской области от 30.07.2022 N 129/Ф-1083 Заказчик не имеет лицензии ФСБ России на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а работники Заказчика не имеют допуска к государственной тайне.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что сведения, составляющие государственную тайну, не содержатся в извещении о проведении Конкурса, а также не размещены в ЕИС.
Так, в рамках обеспечения режима секретности техническим заданием извещения о проведении Конкурса, в том числе предусмотрено, что исполнитель в установленном порядке запрашивает и получает исходные данные, необходимые для оказания услуг, при этом сбор исходных данных осуществляется исполнителем самостоятельно.
Кроме того, извещением о проведении Конкурса установлено требование к участникам Конкурса о представлении копии действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, степень секретности разрешенных к использованию сведений: "совершенно секретно" или "особой важности", выданной Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
При этом Комиссией установлено, что отсутствие в извещении о проведении Конкурса необходимых для оказания услуг исходных данных, содержащих государственную тайну, не влияет на объем и характер оказания услуг.
Вместе с тем размещенное в ЕИС техническое задание извещения о проведении Конкурса содержит достаточные сведения о предмете Конкурса, что позволяет потенциальному участнику Конкурса сформировать свое предложение о цене контракта.
Кроме того, Заявитель на заседании Комиссии не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, Комиссия, изучив описание объекта закупки, приходит к выводу, что осуществление закупки путем проведения открытого конкурентного способа не противоречит положениям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании извещения о проведении Конкурса неправомерно установлено требование к исполнителю о согласовании с Заказчиком объема услуг по техническому обследованию сетей.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе),о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 11 технического задания извещения о проведении Конкурса установлено требование о необходимости согласования с Заказчиком объема услуг по техническому обследованию сетей, который должен составлять не более 20 % от общей протяженной сети.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность согласования исполнителем по муниципальному контракту с заказчиком объемов оказываемых услуг, предусмотренных контрактом.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не установлено требование к участникам Конкурса о наличии членства в СРО
на выполнение работ по инженерным изысканиям.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Комиссия, изучив извещение о проведении Конкурса, установила, что выполнение работ по инженерным изысканиям не относится к предмету Конкурса.
С учетом изложенного, а также учитывая, что на заседании Комиссии не представлено материалов и сведений, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что довод обращения не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 19.08.2022 по делу N П-282/22 соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 19 августа 2022 г. N П-282/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022