Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение, направленное НИУ ВШЭ (далее - Заказчик), о включении информации об ООО "Стройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр, Обращение), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановлением N 1078) информацию об ООО "Стройпроект" для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 22.08.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 24.08.2022.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 18.11.2020 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по разработке рабочей документации и строительству физкультурно-оздоровительного комплекса по адресу: г. Москва, промзона 35 "Воронцово", участок N 2 (далее - Работы) (номер извещения в ЕИС - 0373100008320000004).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 277 115 630 руб.
Между Заказчиком и ООО "Стройпроект" заключен государственный контракт от 25.12.2020 N 0373100008320000004-12-20 (далее - Контракт), цена которого составила 1 215 000 000 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта подрядчик обязуется выполнить работы по разработке рабочей документации (далее - РРД) и строительству физкультурно-оздоровительного комплекса (далее - Работы) в соответствии с проектной документацией, имеющей положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее - ПД), техническим заданием (приложение N 1 к Контракту) (далее - Техническое задание) и сметой (приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат выполненных Работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 1.5 Контракта установлено, что результатом выполненных Работ по Контракту является построенный подрядчиком и принятый Заказчиком физкультурно-оздоровительный комплекс (далее - Объект), в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также разработанная рабочая документация в соответствии с требованиями Контракта (далее при совместном упоминании - результаты Работ, по отдельности - результат Работ).
Также в пункте 1.5 Контракта указано, что результаты Работ по этапам являются промежуточными результатами Работ.
В силу пунктов 3.1, 7.2 Контракта подрядчик обязуется выполнить Работы по Контракту и передать Заказчику результат Работ в срок до 01.11.2022 включительно.
В соответствии с пунктом 3.1.1 Контракта работы по Контракту выполняются подрядчиком в соответствии с графиком выполнения Работ (приложение N 3 к Контракту) (далее - График выполнения Работ), в котором указываются этапы их выполнения.
Исходя из Графика выполнения Работ обязательства по Контракту осуществляются в 3 основных этапа:
1) РРД - в срок до 15.05.2021;
2) Подготовительный период (установка сторожевого постав и бытовок, временного ограждения, комплекта оборудования автомойки с дорожными плитами и т.д.) - в срок до 01.03.2021;
3) Основной период (рытье котлована, устройство буронабивных свай, устройство бассейна, устройство кровли и т.д.) - в срок до 01.11.2022.
Пунктом 4.8 Контракта предусмотрено, что строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиком на соответствующем этапе Работ, считаются принятыми Заказчиком после подписания сторонами соответствующих актов о приемке выполненных строительно-монтажных работ (форма N КС-2) и справки о стоимости выполненных строительно-монтажных работ и затрат (форма N КС-3).
Работы по РРД считаются принятыми Заказчиком после подписания сторонами акта сдачи-приемки РРД.
На основании пункта 5.2.1 Контракта Заказчик обязуется в течение 20 рабочих дней с даты заключения Контракта передать подрядчику следующую документацию:
а) ПД в электронном виде (на CD-дисках);
б) разрешение на строительство.
Согласно пункту 5.2.2 Контакта Заказчик обязан в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта передать подрядчику строительную площадку по акту приема-передачи.
Из Обращения следует, что Заказчиком во исполнение пунктов 5.2.1, 5.2.2 Контракта ООО "Стройпроект" передано:
- проектная документация и результаты инженерных изысканий, имеющие положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", а также разрешение на строительство (письмо от 28.12.2020 N 5.18.1-14/2812-05);
- строительная площадка (акт приема-передачи от 18.01.2021).
В соответствии с пунктами 6.2.1 и 6.5.1 технического задания и Графиком выполнения работ подрядчик обязался в срок до 15.05.2021 разработать и передать Заказчику в полном объеме (пункт 4.1.2 Контракта) рабочую документацию, а также комплект локальных смет.
Между тем, в нарушение пунктов 6.2.1, 6.5.1, 6.5.3 Технического задания рабочая документация, а также комплект локальных смет по состоянию на 19.07.2022 ООО "Стройпроект" не разработаны и Заказчику не переданы.
Письмом от 16.11.2021 N 4-12-20ФОК-121 ООО "Стройпроект" уведомило Заказчика о выполнении общестроительных работ начиная с 29.11.2021, в то время как согласно Графику выполнения Работ указанный вид работ должен начинаться с 15.02.2021.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком приняты и оплачены Работы на сумму 10 629 858, 52 руб., что составляет 1,32 % от общей стоимости Работ по Контракту.
Таким образом, по состоянию на 19.07.2022 ООО "Стройпроект" приступило к рытью котлована и устройству буронабивных свай, что является первыми 2-мя подэтапами 3-его этапа (основного периода), предусмотренных Графиком выполнения Работ.
В силу части 2 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ установлено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 5.1.8 Контракта Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта и потребовать от подрядчика возмещения убытков в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работы настолько медленно (в том числе нарушает промежуточные сроки выполнения Работ), что окончание их к сроку становится явно невозможным.
Пунктом 8.1 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта по соглашению сторон, по решению суда, в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Поскольку ООО "Стройпроект" допущен ряд существенных нарушений обязательств по Контракту, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 19.07.2022 N 6.18.114.1/190722-4 (далее - Решение).
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 01.08.2022 в 17:33 (МСК) Решение размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом Заказчиком Решении является 01.08.2022 в 17:34 (МСК).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО "Стройпроект" нарушения не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 12.08.2022.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 6.5.4 Технического задания в случае возникновения у ООО "Стройпроект" необходимости корректировки решений, принятых в утвержденной проектной документации подрядчик за свой счет выполняет корректировку проектно-сметной документации с последующим получения положительного заключения ФАУ "Главгосэкпертиза России" - без увеличения сроков выполнения Работ по Контракту, для чего подрядчик обращается к Заказчику с предложением о такой корректировке, после чего стороны утверждают задание на корректировку.
Несмотря на это ООО "Стройпроект" инициировало внесение изменений в проект, что подтверждается письмами подрядчика, направленным в адрес Заказчика, от 21.01.2022 N 4-12-20ФОК-166, от 27.01.2022 N 4-12-20ФОК-170, с указанием причины - сокращение видов работ, их оптимизацию и стоимость.
На заседании Комиссии представители ООО "Стройпроект" также сообщили, что подрядчик действовал добросовестно при исполнении Контракта, уведомлял Заказчика о всех возникших обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта.
Вместе с тем, изучив представленные сторонами материалы и сведения, а также заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу о том, что нарушения ООО "Стройпроект" положений Контракта являются существенными, представленные документы не свидетельствуют о невозможности исполнения Контракта.
Кроме того, обязанность по разработке рабочей документации, а также комплекта локальных смет лежала на ООО "Стройпроект", которая на момент принятия Заказчиком Решения подрядчиком не исполнена.
Таким образом, из представленных материалов не представляется возможным сделать вывод о надлежащем исполнении ООО "Стройпроект" обязательств по Контракту, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что информация об ООО "Стройпроект" подлежит включению в Реестр.
Комиссия, руководствуясь пунктом 5 частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1078,
РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Стройпроект" (192029, Санкт-Петербург, Обуховской обороны пр-кт, д. 76, корп. 4, литер А, д. 615, ИНН: 2905008521; директор/участник юридического лица - Семьин С.Н., ИНН: 290500984884), включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "Стройпроект" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
12.08.22 |
16.08.22 |
16.08.22 |
0 |
17.08.22 |
24.08.22 |
24.08.22 |
0 |
29.08.22 |
29.08.22 |
0 |
0 |
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 августа 2022 г. N 22/44/104/300
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022