Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Картвеб" (далее - Заявитель) на действия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию информационной системы для государственных нужд (портал НХП)", шифр "Портал-НХП-2022" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009522000113) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в извещении о проведении Конкурса (далее - Извещение) ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Предложения участника закупки по методологии выполнения работ" (далее - Детализирующий показатель N 1) показателя "Функциональные характеристики объекта закупки" критерия "Характеристики объекта закупки (Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки)" (далее - Критерий N 1);
2) Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 08.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) НМЦК - 15 000 000 руб.;
4) источник финансирования - Федеральный бюджет; КБК - 02004019990090019246;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.08.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;
7) победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки "1" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 15 000 000 руб.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Характеристики объекта закупки".
В соответствии пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Согласно порядку оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1 к оценке принимается количество предложений участника закупки по методологии выполнения работ, представляющих собой последовательность действий, необходимых для выполнения каждого этапа работ, определенных в разделе 3 приложения 3 Извещения "Описание объекта закупки". Предложения, искажающие суть выполняемых работ, либо дублирующие требования, изложенные в описании объекта закупки, не оцениваются.
Из жалобы Заявителя следует, что указанный порядок оценки не позволяет выявить содержательные предложения участников Конкурса по улучшению работы веб-портала, позволяющие объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Комиссией установлено, что в первой части заявки Победителя содержится 4 638 предложений по методологии выполнения работ, определенных в разделе 3 приложения 3 Извещения "Описание объекта закупки".
Так, например, в заявке Победителя указано следующее предложение N 1: "Предварительная оценка трудоемкости разработки проекта в соответствии с техническим заданием".
Вместе с тем порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1 не содержит конкретного порядка присвоения баллов по указанному показателю в зависимости от содержания предложения участника закупки, а также о необходимой степени детализации предложения участника закупки для получения максимального балла, что не соответствует требованиям Положения.
Кроме того, указанный порядок оценки заявок может привести к субъективному рассмотрению заявок участников закупок Комиссией по осуществлению закупок и применяться не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок участников закупки по Детализирующему показателю N 1 Критерия N 1, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет НМЦК.
В соответствии с Извещением закупка осуществляется не в рамках государственного оборонного заказа.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет НМЦК не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
3. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно подпункту "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Квалификация участников закупки".
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применятся показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Согласно порядку оценки заявок, установленному в Извещении, по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель N 2) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2) к оценке принимаются исполненные договоры по выполнению работ/оказанию услуг по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных информационных систем в части отраслей промышленности.
При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя), где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми понимается в том числе квалификация такого участника.
Вместе с тем учитывая, что предметом контракта является выполнение работ по развитию информационной системы для государственных нужд, Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиками в порядке оценки заявок положения о том, что к оценке будут приниматься договоры, предусматривающие выполнение работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных информационных систем исключительно в части отраслей промышленности является необъективным, поскольку представленные участником закупки сведения о наличии опыта выполнения работ по развитию, например, ЕИС не будут приняты к оценке Комиссией по осуществлению закупок.
Соответственно, такой порядок оценки лишает потенциального участника закупки получить соответствующее количество баллов при наличии опыта выполнения работ, что противоречит общим принципам законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, что не соответствует требованиям Положения.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок по Детализирующему показателю N 2 Критерия N 2, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
Так, Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, а также установлены случаи, при которых указанный запрет не устанавливается.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него, полученные вследствие выполнения работ, оказания услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Кроме того, Постановлением N 1236 установлен порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.3 описания объекта закупки (приложение N 3 к Извещению) работы должны выполняться в соответствии с Постановлением N 1236.
Пунктом 3 описания объекта закупки (приложение N 3 к Извещению) установлены требования к результатам работ по разработке программного обеспечения по отдельным модулям веб-портала.
Кроме того, пунктом 2.5 проекта государственного контракта (приложение N 3 к Извещению) установлено следующее: "В случае использования для проведения компиляции, создания дистрибутива и установки (развертывания) программы для ЭВМ компиляторов, интерпретаторов и иного программного обеспечения, права на использование, копирование и модификацию которых принадлежат третьим лицам, подрядчик (исполнитель) за свой счет передает заказчику дистрибутивы и права на использование таких компиляторов, интерпретаторов и иного программного обеспечения".
Комиссией установлено, что в Извещении отсутствует запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, предусмотренный Постановлением N 1236, а также обоснование невозможности применения такого запрета.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
5. Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
Пунктом 4 Извещения установлено следующее требование к участникам закупки: "Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера".
Вместе с тем в пункте 33 электронного документа "0. Извещение Портал НХП 2022", размещенного в ЕИС, установлено следующее требование к участникам закупки: "В реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Законом N 44-ФЗ, должна отсутствовать информация об участнике закупки, в том числе информация о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Извещении противоречивые требования к участникам закупки об отсутствии информации об участнике закупки в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
6. Согласно пункту 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии положениями проекта государственного контракта предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
При этом в Извещении установлено следующее: "Предусмотрена возможность одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона N 44-ФЗ - Нет".
Таким образом, действия Заказчика, не указавшего в Извещении информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Картвеб" обоснованной.
2. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 2 мотивировочной части решения, оставить без рассмотрения.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 1.1 статьи 31, пунктов 11, 20 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 29.08.2022 по делу N 28/06/105-2753/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 августа 2022 г. N 28/06/105-2753/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022