Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Группа компаний "Абак-2000" (далее - Заявитель) на действия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Комиссия по осуществлению закупок), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку средств защиты информации для развития государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС) для нужд Федерального фонда обязательного медицинского страхования (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0273100001122000053) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) неправомерно объединены в один лот товары "Криптографическое программное обеспечение" и "программное обеспечение для работы TLS (transport layer security)", для поставки которого требуется лицензия Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - Лицензия ФСБ России) и товары, для поставки которых Лицензия ФСБ России не требуется;
2) Заказчиком в описании объекта закупки Извещения неправомерно установлены требования к характеристикам товара "Система контроля доступа привилегированных пользователей" (далее - СКДПП), совокупности которых соответствует программный продукт единственного производителя ООО "АйТи БАСТИОН" - "СКДПУ НТ", что ограничивает количество участников закупки;
3) Заказчиком необоснованно осуществлена закупка;
4) Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 26.08.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 30.08.2022.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 08.08.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) НМЦК - 219 700 000 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, КБК - 39409090140752110246;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 23.08.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке;
7) в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.08.2022 N ИЭА1 государственный контракт заключается с АО "Диалогнаука" по цене контракта в размере 219 700 000 руб.
1. Согласно доводу жалобы Заказчиком в Извещении неправомерно объединены в один лот товары "Криптографическое программное обеспечение" и "программное обеспечение для работы TLS (transport layer security)", для поставки которого требуется Лицензия ФСБ России и товары, для поставки которых лицензия ФСБ России не требуется.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 21 перечня выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств приложения к положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 313, передача шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации, является лицензируемым видом деятельности.
В соответствии с описанием объекта закупки Извещения предметом контракта является поставка, в том числе следующих товаров: "Криптографическое программное обеспечение", "программное обеспечение для работы TLS (transport layer security)", "Средство защиты от НСД тип 1", "Средство защиты от НСД тип 2".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указанное программное обеспечение является функционально взаимосвязанным и закупается для единой цели - защиты информации государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (ГИС ОМС).
При этом в Извещении не установлено требование к участнику закупки о предоставлении в составе заявки Лицензии ФСБ России, а также пунктом 4.1.1 проекта государственного контракта Извещения предусмотрено, что исполнитель вправе привлекать соисполнителей на поставку товара по государственному контракту.
Учитывая изложенное, участник закупки, не обладающий Лицензией ФСБ России, может привлечь к поставке товара третьих лиц, обладающих требуемой лицензией, в связи с чем объединение в один лот товаров для поставки которых требуется Лицензия ФСБ России и для поставки которых Лицензия ФСБ России не требуется, не приводит к ограничению количества участников Аукциона.
Кроме того, представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документы и сведения, свидетельствующие об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в описании объекта закупки Извещения неправомерно установлены требования к характеристикам товара СКДПП, совокупности которых соответствует программный продукт единственного производителя ООО "АйТи БАСТИОН" - "СКДПУ НТ", что ограничивает количество участников Аукциона.
Позицией 5.1 таблицы N 1 спецификации средств защиты информации (приложение N 1 к техническому заданию описания объекта закупки Извещения) установлены следующие характеристики товара: "СКДПУ НТ в составе: виртуальная лицензия СКДПУ на 40 конкурентных сессий, менеджер паролей, модуль отказоустойчивости, включая подписку на обновление уровня "Платина" сроком на 3 года".
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что согласно анализу позиций, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, совокупность характеристик, предъявляемых в описании объекта закупки Извещения к СКДПП, соответствует программному продукту единственного производителя ООО "АйТи БАСТИОН" - "СКДПУ НТ".
Комиссией установлено, что согласно коммерческим предложениям от 07.07.2022 N 631, от 07.07.2022 N 784-22, от 08.07.2022 N 582 СТ от 11.07.2022 N 2ТИ-3048 юридическими лицами в отношении позиции 5.1 таблицы N 1 спецификации средств защиты информации (приложение N 1 к техническому заданию описания объекта закупки Извещения) предложен к поставке программный продукт исключительно производителя ООО "АйТи БАСТИОН" - "СКДПУ НТ".
Кроме того, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих о наличии на товарном рынке программных продуктов СКДПП, отвечающих характеристикам товара, указанным в позиции 5.1 таблицы N 1 спецификации средств защиты информации (приложение N 1 к техническому заданию описания объекта закупки Извещения), за исключением производителя ООО "АйТи БАСТИОН".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, включившего в описание объекта закупки требования к товару, соответствующего единственному производителю, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (далее - КоАП РФ).
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком необоснованно осуществлена закупка.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о контрактной системе оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе аудита в сфере закупок и контроля в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 98 Закона о контрактной системе аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснованности осуществления закупки осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований, образованными представительными органами муниципальных образований, указанный довод Заявителя оставлен Комиссией без рассмотрения.
4. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет НМЦК.
В соответствии с Извещением закупка осуществляется не в рамках государственного оборонного заказа.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования НМЦК осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом произведен расчет НМЦК, оставлен Комиссией без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
5. Согласно подпункту "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, управляющего (при наличии), управляющей организации (при наличии), участников (членов) корпоративного юридического лица, владеющих более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица, учредителей унитарного юридического лица или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика таких лиц.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Вместе с тем в пункте 24 электронного документа "Извещение Аукцион поставка СЗИ", размещенного в ЕИС, установлено следующее требование к участникам закупки: "В реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ, должна отсутствовать информация об участнике закупки, в том числе информация о лицах, указанных в подпунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ".
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего требование к участникам закупки об отсутствии информации в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в недействующей редакции Закона о контрактной системе, нарушают часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний "Абак-2000" обоснованной в части пункта 2 мотивировочной части решения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 98 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 3 мотивировочной части решения, оставить без рассмотрения.
3. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе довод Заявителя, указанный в пункте 4 мотивировочной части решения, оставить без рассмотрения.
4. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1.1 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 30.08.2022 по делу N 28/06/105-2760/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 августа 2022 г. N 28/06/105-2760/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022