Резолютивная часть решения объявлена 26 августа 2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 29 августа 2022 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области
рассмотрев жалобу ООО "МД-Консалтинг" на положения извещения о проведении электронного аукциона на обустройство дворовых территорий в г. Липецке в 2022 г. (реестровый номер 0846600002122000596) (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России поступила жалоба ООО "МД-Консалтинг" (далее- заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (уполномоченный орган - МКУ "Управление муниципального заказа города Липецка", заказчик - МКУ "Городской Центр рекламы").
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также- Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
Заявитель, уполномоченный орган, заказчик, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили.
Как следует из доводов жалобы заявителя, заказчиком, в нарушение требований Закона о контрактной системе, в извещении о проведении рассматриваемой закупки:
- не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в рамках Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н (далее- Приказ N126н),
- установлены избыточные требования к товарам, поставляемым в рамках закупки.
От заказчика поступили письменные возражения по доводам жалобы.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами, выслушав мнение представителей сторон, проведя внеплановую проверку на основании Приказа Липецкого УФАС России от 26.08.2022 N69/22, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона на обустройство дворовых территорий в г.Липецке в 2022 г. (реестровый номер 0846600002122000596) с приложениями размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Дата и время начала срока подачи заявок - 12.08.2022 10:12,
Дата и время окончания срока подачи заявок - 22.08.2022 09:00,
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта - 22.08.2022,
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.08.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 735 665,00 руб.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в извещении о проведении рассматриваемой закупки, в нарушение требований Закона о контрактной системе, не установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в рамках Приказа N126н, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Приказом N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к Приказу N126н (далее - Приложения).
Таким образом, в случае если поставляемый товар включен в Приложения, то на такой товар распространяются условия допуска, установленные Приказом N126н.
Данная позиция содержится в письме Минфина России от 26.11.2021 N24-06-08/95806.
Между тем, объектом рассматриваемой закупки является обустройство дворовых территорий в г.Липецке в 2022 г. с использованием товаров, поставляемых при выполнении данных работ. При этом, товары, поставляемые при выполнении указанных работ, не являются самостоятельным объектом закупки.
В связи с чем, в рассматриваемом случае, положения Приказа N126н не подлежат применению.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в извещении о проведении рассматриваемой закупки, в нарушение требований Закона о контрактной системе, установлены избыточные требования к товарам, поставляемым в рамках закупки, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.5 и п.6 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информации (при наличии), предусмотренной правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химических, группировочных наименований, и информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведенных норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как установлено и следует из пояснений представителей заказчика, разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным характеристикам поставляемого при выполнении работ товара, заказчик исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также для обеспечения безопасности граждан при использовании, в частности, детского игрового и спортивного оборудования. Преследуя цель регионального проекта "Формирование комфортной городской среды" и муниципальной программы г.Липецка "Мой двор" - создание современных детских игровых и спортивных площадок и установке безопасного оборудования на существующих детских и спортивных игровых площадках заказчик применял значения с параметрами и характеристиками поставляемого товара в рамках закупки, учитывая специфику каждого игрового комплекса и тренажера, а также использовал показатели и требования, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, которые предусмотрены техническими регламентами и ГОСТ, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии законодательством Российской Федерации.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
В связи с вышеизложенным, Комиссия Липецкого УФАС России приходит к выводу, что заказчик, при описании товаров, поставляемых при выполнении работ, руководствовался нормами Закона о контрактной системе и установил требования к этим товарам таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, в соответствии с объективными и обоснованными требованиями заказчика.
Извещение о проведении электронного аукциона содержит Техническое задание на обустройство дворовых территорий в г.Липецке в 2022 году по адресам: ул.Липовская, д.4/2; ул.Октябрьская, д.1; ул.Пришвина, д.1, д.3а, д.5; ул.Ушинского, д.9, д.11, д.13, д.15; ул.Московская, д.21, д.27.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в Техническом задании содержатся товары и материалы.
Заказчик в Техническом задании разграничил товары, необходимые для выполнения работ, и, которые должны поставляться заказчику, а также материалы, не подлежащие передачи заказчику, и, используемые при выполнении работ.
При этом, разделом 7 проекта контракта предусмотрена обязанность подрядчика передать заказчику исключительно поставляемый при выполнении закупаемых работ товар. Обязанность передачи подрядчиком используемых при выполнении работ материалов, проектом контракта не предусмотрена.
Более того, необходимо отметить, что согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, должно также содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Подпунктами "а", "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе определено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна также содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Аналогичные требования к составу заявки содержатся в приложении к извещению о проведении рассматриваемой закупки.
Согласно Инструкции по заполнению заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе: "_При формировании информации о товаре в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения. Наименования товаров, показателей, единицы измерения должны соответствовать наименованиям товаров, показателей и единицам измерения, установленным заказчиком в описании объекта закупки_Показатели товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, должны быть предоставлены в объеме, установленном заказчиком. Участнику закупки рекомендуется соблюдать последовательность указания показателей, установленных заказчиком при описании объекта закупки. При описании характеристик, предлагаемого товара не допускается использование формулировок: "должен быть", "должен", "не более", "не менее", "более", "менее" и т.д., а также характеристик и значений допускающих неоднозначную их трактовку. В случае, если характеристика(ки) предлагаемого участником закупки товара не может быть описана точными значениями (установлены: производителем, ГОСТом, ТУ), участник закупки указывает такую характеристику соответствующим образом".
Исходя из установленных заказчиком требований к составу заявки, следует, что для участия в рассматриваемой закупке заявка должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с указанием характеристик поставляемых товаров, а не материалов.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено. Как и не представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения о проведении электронного аукциона.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы. При этом, в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Также необходимо отметить, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе поступило 2 заявки. Запросов о разъяснении описания объекта закупки в части поставляемых товаров заказчику от участников закупки не поступало.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" на положения извещения о проведении электронного аукциона на обустройство дворовых территорий в г. Липецке в 2022 г. (реестровый номер 0846600002122000596) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 августа 2022 г. N 048/06/106-861/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022