Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 30 августа 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - (по доверенности),
представителя ООО "ОГИС ТРЕЙД" - (по доверенности),
представители ООО "Опора-Юг" на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлены, ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу ООО "Опора-Юг" на действия аукционной комиссии Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000301),
УСТАНОВИЛА:
23.08.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "Опора-Юг" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000301) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что права и законные интересы Заявителя (идентификационный номер заявки N 112440274) нарушены действиями аукционной комиссии Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку заявка победителя закупки ООО "ОГИС ТРЕЙД" (идентификационный номер заявки N 112434043) неправомерно признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки N N 0253100000122000301, поскольку победителем закупки не представлен сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государств-членов Евразийского экономического союза (форма СТ-1), заполненный в соответствии с особенностями, предъявляемыми к заполнению указанных сертификатов. В графе 5 представленного сертификата СТ-1 отсутствует запись "для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, решение аукционной комиссии Заказчика является правомерным. Представитель Заказчика просил признать жалобу необоснованной. Более подробно позиция Заказчика изложена в письменных пояснениях.
Согласно пояснениям представителя ООО "ОГИС ТРЕЙД", решение аукционной комиссии Заказчика является правомерным. Представитель победителя закупки просил признать жалобу необоснованной. Более подробно позиция ООО "ОГИС ТРЕЙД" изложена в письменных пояснениях.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
08.08.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об электронном аукционе на поставку технических средств реабилитации - подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000301).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 61 926 657,60 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0253100000122000301 установлены следующие ограничения и условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе:
Ограничения |
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ Дополнительная информация к ограничению отсутствует |
|||||||||||||||
|
В соответствии с п. п. а п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
На основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0253100000122000301 от 16.08.2022 г. N ИЭА1 (далее - протокол), на участие в закупке было подано 3 заявки, заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0253100000122000301:
Порядковый номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки |
Наименование участника закупки |
Ценовое предложение/ Понижение |
Решение о соответствии извещению об осуществлении закупки или решение об отклонении заявки на участие в закупке |
1 |
112434043 |
ООО "ОГИС ТРЕЙД" |
49231692,71/ 20,5% |
Соответствует требованиям |
2 |
112440274 |
ООО "ОПОРА-ЮГ" |
49541326,00/ 20,00% |
Соответствует требованиям |
3 |
112441690 |
АО "МОСКОВСКОЕ ПРОП" |
52947292,19/ 14,5% |
Соответствует требованиям |
Согласно Приложению N 3 к извещению о проведении аукциона в электронной форме "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" заявка на участие в аукционе в электронной форме должна содержать следующие информацию и документы об участнике:
"_8) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
9) копия регистрационного удостоверения, выданного в установленном законом порядке;
10) для подтверждения соответствия ограничениям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 участник закупки должен представить сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами".
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В развитие требований части 3 статьи 14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 (ред. от 16.05.2022) "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102); указанным постановлением утверждены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 1);
- и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2).
Пунктом 2 Постановления N 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
б) для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Частью 2(1) Постановления N 102 в случае если заявка, которая содержит предложение о поставке медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Иными словами, данное постановление устанавливает правило, именуемое как правило "третий лишний".
Согласно п. 3 Постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Форма сертификата СТ-1 является приложением N 2 к Правилам определения страны происхождения товаров, принятым Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (Заключено в г. Ялте 20.11.2009 г.) (ред. от 31.05.2019 г.) (далее - Правила определения страны происхождения товаров).
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что представленный в составе заявки победителя закупки - ООО "ОГИС ТРЕЙД" (идентификационный номер заявки N 112434043) - сертификат СТ-1 выдан Унитарным предприятием по оказанию услуг "Могилевское отделение Белорусской торгово-промышленной палаты".
Законы РФ, иные нормативные и ненормативные правовые акты РФ, в том числе Приказ ТПП РФ от 10.04.2015 г. N 29 (на который ссылается в жалобе заявитель) на территории Республики Беларусь не действуют и применению подлежат общие правила выдачи сертификата по форме СТ-1, установленные Соглашением о правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г.
Согласно Правилам определения страны происхождения товаров Правила действуют в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 года (далее - государства - участники Соглашения) и находящихся в торговом обороте между этими государствами, к которым применяется торговый режим, предусмотренный Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года.
В разделе 1 Правил определения страны происхождения товаров указано, что для целей настоящих Правил используются, наряду с прочими, следующие термины и понятия:
-страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами;
-сертификат о происхождении товара - документ, выданный уполномоченным органом и свидетельствующий о стране происхождения товара;
-уполномоченный орган - орган (организация), уполномоченный государством - участником Соглашения выдавать сертификаты о происхождении товара формы СТ-1.
По пункту 2.1 раздела 2 "Критерии определения страны происхождения товаров" Правил определения страны происхождения товаров страной происхождения товара считается государство - участник Соглашения, на территории которого товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами.
По пунктам 6.1, 6.5 раздела 6 "Подтверждение страны происхождения товаров" Правил определения страны происхождения товаров для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза оригинала сертификата формы СТ-1 (бланки сертификата и дополнительного листа к нему представлены в приложениях 2 и 3 соответственно, являющихся неотъемлемой частью настоящих Правил) или декларации о происхождении товара.
Государства - участники Соглашения обмениваются образцами бланков сертификатов формы СТ-1, образцами подписей лиц, имеющих право удостоверять сертификаты, оттисками печатей уполномоченных органов, а также информацией о наименованиях и адресах уполномоченных органов. Без предоставления указанных сведений сертификаты не признаются таможенными органами страны ввоза для целей предоставления режима свободной торговли.
В разделе 7 Правил определения страны происхождения товаров регламентированы требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1.
Согласно пункту 7.4 Правил определения страны происхождения товаров заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать, в том числе требованию: графа 5 - "Для служебных отметок". Впечатываются, вносятся от руки или проставляются штампом служебные отметки государственных контролирующих органов стран вывоза, транзита и/или получения товара, а также при необходимости следующие записи: "Дубликат", "Выдан взамен сертификата", "Выдан впоследствии", а также другие записи, предусмотренные настоящими Правилами.
Таким образом, Правилами определения страны происхождения товаров не предусмотрено требование о заполнении графы 5- "Для служебных отметок" записью - "для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд".
На основании изложенного, незаполненная графа 5 "Для служебных отметок" представленного участником закупки с идентификационным номером N 1 в составе второй части заявки на участие в закупке сертификата СТ-1 не свидетельствует о несоответствии представленного сертификата Правилам определения страны происхождения товаров, в связи с чем, представленный сертификат является документом, подтверждающим страну происхождения товара в соответствии с Постановлением N 102.
Относительно того, что заполнение представленного победителем закупки в составе заявки на участие в закупке сертификата по форме СТ-1 не соответствует требованиям законодательства Республики Беларусь, не могут быть приняты Комиссией Оренбургского УФАС России, в том числе, пункту 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 г. N 206 "О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок", поскольку согласно сведениям онлайн - справочника "Таможенные документы", сведений национального правового Интернет - портала Республики Беларусь, пункт 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 г. N 206 исключен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2020 г. N 620 "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 N 206 и от 15 июня 2019 N 395".
Заявитель в жалобе также ссылался на Приказ N 29 от 10.04.2015 года, согласно которого в графе 5 "Для служебных отметок" сертификата СТ-1 вносится, в том числе, следующая запись "для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд".
Как ранее установлено Комиссией Оренбургского УФАС России, Законы РФ, иные нормативные и ненормативные правовые акты РФ, в том числе Приказ ТПП РФ от 10.04.2015 N 29 на территории Республики Беларусь не действуют.
Помимо прочего, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок состоит из Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и других федеральных законов, регулирующих отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок (статья 2 Закона о контрактной системе).
Согласно п 4 ст. 2 Закона о контрактной системе если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
Заявителем не представлены безусловные доказательства того, что представленный победителем закупки с идентификационным номером заявки N 1 в составе второй части заявки на участие в закупке сертификат по форме СТ-1 является ненадлежащим, недействительным, содержащим недостоверную информацию.
На основании вышеизложенного, Комиссия Оренбургского УФАС России не находит в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя необоснован.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Опора-Юг" на действия аукционной комиссии Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - подгузников для взрослых для обеспечения ими инвалидов в 2022 году (номер извещения N 0253100000122000301) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 30 августа 2022 г. N 056/06/49-638/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022