Резолютивная часть объявлена 25 августа 2022 года Изготовлено в полном объеме 30 августа 2022 года |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<_> |
председатель Комиссии, |
|
<_> |
член Комиссии, |
||
<_> |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО "Альянс") |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) заявителя |
<_> |
||
Заказчик |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 57" (далее - Заказчик) |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) заказчика |
<_> |
||
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Центр закупок Курской области" |
||
Ф.И.О. участвующих в заседании представителя (-ей) уполномоченного органа |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный конкурс |
||
Закупка N |
0744200000222005854 |
||
Объект закупки |
Оказание услуг по организации питания обучающихся |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
4 878 531 руб. 60 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
27.07.2022 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
12.08.2022 г. |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
3 (три), идентификационные номера заявок 1, 2, 3 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно, с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/3515128821, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
- заявитель (идентификационный номер заявки 2) не согласен с присвоенными в нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе...") баллами по критерию, установленному п.4 ч.1 ст.32 ФЗ "О контрактной системе..." (присвоено 0 баллов);
- заказчиком предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" определен с нарушением требований ФЗ "О контрактной системе..." и Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N2604), что содержит признаки нарушения ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
- заказчиком порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе сформирован с нарушением требований пп. "д" п. 28 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представитель заказчика возражал против доводов жалобы, указал, что действия конкурсной комиссии и извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- уполномоченное учреждение в письменных объяснениях, представленных в материалы дела (вх. N4142 от 24.08.2022), возражало против доводов жалобы, также указало, что действия конкурсной комиссии и извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", п.3.30 Административного регламента ФАС России, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. Согласно ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...", для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Частью 8 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." определено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ч. 11 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе...", не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Как установлено п. 3 ч. 13 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе...", протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать, в том числе, присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки).
Заявитель не согласен с присвоенными ему баллами (идентификационный номер заявки 1) по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...", т.е. конкурсной комиссией, по мнению заявителя, нарушен пп. "б" п.1 ч.11 ст.48 ФЗ "О контрактной системе...", присвоено баллов по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе..." "0".
Таким образом, заявитель обжалует результаты оценки заявки на участие в конкурсе в соответствии с критерием, установленным п.4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...".
Обжалуемые Заявителем результаты оценки по указанному критерия являются результатами оценки критерия, характеризующего квалификацию участника закупки, что не может быть предметом рассмотрения жалобы Курским УФАС России, поскольку не подлежит контролю при проведении проверок.
В соответствии с ч. 6 ст. 106 ФЗ "О контрактной системе...", рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Частью 12 ст. 99 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, у Комиссии Курского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению жалобы в части доводов о результатах оценки заявок по критериям, установленным п.4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...". Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Учитывая изложенное, в этой части довод жалобы N1 не рассматривается и не подлежит оценке Комиссией Курского УФАС России.
В силу ч.13 ст.48 ФЗ "О контрактной системе_" протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.17 ст.48 ФЗ "О контрактной системе..." протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Как следует из официального сайта ЕИС, уполномоченным учреждением 15.08.2022 размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок открытого конкурса в электронной форме N0744200000222005854, 16.08.2022 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0744200000222005854 от 16.08.2022 (далее - Протоколы, составленные в ходе проведения электронного конкурса).
Как подтверждается материалами дела, Протоколы, составленные в ходе проведения электронного конкурса содержат информацию, предусмотренную ч.ч.13, 17 ст. 48 ФЗ "О контрактной системе...".
При таких обстоятельствах, довод жалобы N1 в этой части не нашел подтверждения материалами дела.
2. Относительно доводов жалобы заявителя N2, N3 Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 105 ФЗ "О контрактной системе...", подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
1) жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Таким образом, в случае несогласия участника закупки с положениями извещения об осуществлении закупки, такой участник вправе обжаловать действия заказчика или иного лица, утвердившего извещение в уполномоченный орган на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исключительно до окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.
Как подтверждается сведениями извещения о проведении электронного конкурса N0744200000222005854, размещенного на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "www.zakupki.gov.ru", установлена следующая дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе: 12.08.2022 г.
Жалоба ООО "Альянс" на положения извещения об осуществлении закупки поступила через ЕИС в Курское УФАС России 18.08.2022, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе.
Обжалование положений извещения о проведении электронного конкурса согласно п. 1 ч. 2 ст. 105 ФЗ "О контрактной системе..." возможно до окончания срока подачи заявок на участие в электронном конкурсе, а не на этапе их рассмотрения.
При этом в установленные сроки Заявитель не воспользовался своим правом и не обжаловал положения извещения о проведении электронного конкурса, а также не подавал Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса в соответствии с ч. 5 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...", что указывает на то, что, подавая заявку на участие в закупке, Заявитель согласился на установленные Заказчиком требования.
В связи с изложенным, довод жалобы ООО "Альянс" о несоответствии положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса требованиям ФЗ "О контрактной системе_", не подлежит рассмотрению Комиссией.
В тоже время по результатам внеплановой проверки определения поставщика на данном этапе определения поставщика, Комиссией в действиях заказчика, уполномоченного учреждения при формировании извещения об осуществлении закупки и приложений к нему, установлении требований к участникам закупки и составу заявки на участие, нарушений законодательства РФ о контрактной системе не выявлено.
Как следует из материалов дела, на участие в электронном конкурсе подано три заявки, комиссия по осуществлению закупок признала соответствующими требованиям извещения все заявки, за разъяснениями положений извещения к заказчику, уполномоченному учреждению участники закупки не обращались.
Заявитель считает, что в действиях заказчика имеются признаки нарушения ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Так, по мнению Заявителя: "_требование Заказчика неправомерны, так как оказание услуг по организации питания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организациях, организациях социального обслуживания, организациях отдыха детей и их оздоровления является сопоставимым, вместе с тем Заказчик не будет принимать к оценке такой опыт.
Установленный Заказчиком порядок оценки по указанному показателю исключает возможность представить контракты/договоры, сопоставимые с предметом закупки и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что противоречит нормам Закона о контрактной системе_
Заказчиком в нарушение пп. "д" пункта 28 Постановления Правительства N 2604 установлено требование о предоставлении участниками закупки в подтверждение опыта контрактов, заключенных только в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, без возможности подтверждения опыта исполненными гражданско-правовыми договорами, заключенных в рамках Федерального закона N 223-ФЗ".
Материалами дела подтверждается, что Заказчиком в п.2.1 раздела 3 Порядка рассмотрения и оценки заявок извещения об осуществлении закупки установлено: "Для принятия детализирующего показателя оценки учитывается: 1. Исполненный договор (договоры) предмет которого (которых), сопоставим с предметом контракта "Оказание услуг по организации горячего питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях", заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)".
Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" содержит признаки нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Частью 2 ст. 17 ФЗ от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" установлено, что наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно ч.3 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Пунктом 1.5 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14, предметом государственного контроля является соблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрение жалобы заявителя производится в порядке, установленном главой 6 ФЗ "О контрактной системе_", а также названным административным регламентом, и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции", в связи с чем довод жалобы N3 о нарушении положений Федерального закона N 135 "О защите конкуренции" Комиссией не рассматривался по существу.
На основании результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс" необоснованной.
1.1. Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в электронном конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, указанным в п.3 и 4 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О контрактной системе...", руководствуясь ч.12 ст.99, ч.6 ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." не проводится.
1.2. Рассмотрение жалобы ООО "Альянс" на положения извещения об осуществлении закупки руководствуясь ст.105 ФЗ "О контрактной системе..." не проводится.
2. Дело N046/06/48-398/2022 производством прекратить.
3. В соответствии с порядком, установленным гл.9 ФЗ "О защите конкуренции", передать материалы дела N046/06/48-398/2022 в соответствующе структурное подразделение Курского УФАС России для рассмотрения в части нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 31 августа 2022 г. N 046/06/48-398/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022