Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России), в составе:
председателя Комиссии:
- заместителя руководителя;
членов комиссии:
- заместителя начальника отдела контроля монополистической
деятельности,
- специалиста 1 разряда отдела контроля монополистической
деятельности;
рассмотрев обращение (вх. N5658 от 10.08.2022), поступившее в Томское УФАС России от Администрации Чажемтовского сельского поселения (далее - Заказчик) и содержащее сведения об И (далее - Продавец, И) победителе электронного аукциона "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0165300003322000059), в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, с целью рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков,
без участия представителей Заказчика и И., уведомленных о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об И для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
14.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещены извещение и документация об электронном аукционе "Приобретение жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (извещение N 0165300003322000059) с начальной (максимальной) ценой 936 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0165300003322000059 от 23.06.2022 на участие в аукционе была подана одна заявка, контракт заключается с участником закупки идентификационный N 112135946 (И).
06.07.2022 Заказчик и И. заключили муниципальный контракт N МК.1.2022/3700700840322000011 (далее - Контракт).
Цена Контракта: 936 000, 00 руб.
Согласно пункту 1.1 Контракта Продавец обязуется передать Заказчику жилое помещение (далее - объект недвижимости), характеристики которых определены Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить объект недвижимости в порядке, установленном в Контракте.
Пунктом 1.2 Контракта установлены характеристики объекта недвижимости:
вид объекта недвижимости: жилое помещение;
адрес (местоположение) объекта недвижимости: Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, ул. Советский Север, д. 6/1, кв. 9.
В соответствии с разделом 3 Контракта:
3.1. Заказчик вправе:
3.1.1. Требовать от Продавца надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями Контракта.
3.1.2. Требовать от Продавца предоставления (формирования с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) надлежащим образом оформленных документов, указанных в пункте 3.4.1 Контракта.
3.2. Заказчик обязан:
3.2.1. Обеспечить приемку объекта недвижимости и оплатить объект недвижимости при отсутствии у него замечаний по соответствию объекта недвижимости условиями Контракта.
3.2.2. Направлять (формировать с использованием ЕИС) мотивированный отказ от подписания документа о приемке по результатам приемки переданного объекта недвижимости в случае передачи объекта недвижимости, не соответствующих условиям Контракта.
3.4. Продавец обязан:
3.4.2. В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта передать Заказчику объект недвижимости с соблюдением следующих условий:
объект недвижимости находится в пригодном к использованию санитарно-техническом состоянии, не требует текущего и капитального ремонта, не признан непригодным для проживания, а многоквартирный дом не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
Согласно разделу 4 Контракта:
4.1. Заказчик в срок не позднее 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, осуществляет приемку объекта недвижимости, переданного в порядке, предусмотренном пунктом 3.4.2 Контракта, подписывает и размещает в ЕИС документ о приемке или формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и сроков по устранению недостатков.
4.2. Объект недвижимости должны быть осмотрены. Должно быть проверено техническое состояние объекта недвижимости, качество внутренней отделки объекта недвижимости; качество, количество и комплектация установленного в объекте недвижимости оборудования; проверено соответствие объекта недвижимости иным условиям Контракта.
4.3. Для проверки приобретаемого объекта недвижимости в соответствии с пунктом 4.2 Контракта Заказчик в ходе приемки проводит экспертизу. Экспертиза проводится Заказчиком своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.4. В случае получения в соответствии с пунктом 4.1 Контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Продавец вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 5.1 Контракта установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 7.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения контракта в соответствии с частями 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Основанием для одностороннего отказа от исполнения Заказчиком Контракта является нарушение Продавцом условий, предусмотренных пунктом 3.4.2 Контракта (существенное нарушение условий Контракта), за исключением случая, когда Продавец устранит несоответствия и (или) недостатки и приведет объект недвижимости в состояние пригодности к немедленному использованию в срок, установленный Заказчиком, а также иные основания в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
29.07.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.07.2022 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно сведениям из ЕИС указанное решение было получено И. 29.07.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.08.2022 - дата вступления в законную силу решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
10.08.2022 Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх. N5658 от 10.08.2022) для рассмотрения вопроса о включении сведений об И. в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 16 статьи 95 Закона 44-ФЗ, Заказчиком не нарушены.
В ходе заседания Комиссия изучила документы, предоставленные Заказчиком, и установила следующее.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Продавец передает Заказчику жилое помещение в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих в соответствии с действующим законодательством право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилых помещений, а Заказчик приобретает в муниципальную собственность жилое помещение (далее - квартиру) по адресу: Томская область, Колпашевский район, г. Колпашево, ул. Советский Север, д. 6/1 кв. 9.
Технические характеристики квартиры отражены в Спецификации на жилое помещение (квартиру) по форме согласно Приложению N 1 к контракту.
Передача квартиры осуществляется в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения контракта в состоянии, которое соответствует Спецификации на жилое помещение (квартиру) (Приложение N 1 к контракту) и условиям контракта.
14.07.2022 комиссией Заказчика осуществлялся осмотр квартиры на предмет соответствия технических и функциональных характеристик квартиры, характеристикам, указанным Продавцом в заявке на участие в аукционе.
По результатам проведения осмотра было установлено, что квартира не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к поставляемому товару.
Согласно спецификации Муниципального контракта NМК.1.2022 от 06.07.2022 окна деревянные исправны и не разбиты, без видимых дефектов и повреждений. Все створки открываются, швы по периметру заполнены. Все запорные устройства в рабочем состоянии, крепления надежно зафиксированы. При осмотре квартиры 14.07.2022 года было установлено, что запорные устройства на окнах не работают.
15.07.2022 Заказчик направил Продавцу мотивированный отказ с указанием на несоответствие характеристик спецификации и поданной Продавцом заявки.
В соответствии с пунктом 4.4 Контракта Продавец вправе устранить причины, указанные в мотивированном отказе и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном частью 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
Согласно письменным пояснениям И., указанное в мотивированном отказе обстоятельство не соответствует действительности, поскольку запорная арматура на всех окнах имелась, а вид и тип запорной арматуры спецификацией не определен.
Однако, Продавец принял меры к устранению выявленных недостатков путем замены типа запорной арматуры, а именно печатью на 3d принтере недостающих элементов арматуры, поскольку восстановить систему, установленную застройщиком от 1988 года, не представлялось возможным.
После устранения выявленных комиссией Заказчика недостатков Продавец направил Заказчику уведомление об устранении недостатков.
22.07.2022 при повторном осмотре квартиры на предмет соответствия технических и функциональных характеристик квартиры, комиссией Заказчика установлено, что квартира не соответствует установленным документацией о закупке требованиям. Комиссией было установлено, что три из четырех запорных устройств находятся в неисправном состоянии, что зафиксировано посредством фотофиксации.
В связи с вышеизложенным, 29.07.2022 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, о чем Продавец был уведомлен посредством ЕИС. Также данное решение было направлено Продавцу заказным письмом (исх.N899 от 29.07.2022).
В ответ на решение об одностороннем отказе И. в адрес Заказчика было направлено письмо, с просьбой уточнить какие именно недостатки требуется устранить и в какой срок.
04.08.2022 Заказчик направил в адрес Продавца письмо, с указанием на установленные недостатки и срок, в который следует их устранить.
08.08.2022 комиссией Заказчика повторно осуществлялся осмотр квартиры.
Согласно акту осмотра жилого помещения от 08.08.2022 по результатам обследования установлено, что на момент осмотра жилое помещение не отвечает требованиям, изложенным в спецификации на жилое помещение, и не может являться предметом муниципального контракта от 06.07.2022 г. N МК. 1.2022.
Описание фактического состояния жилого помещения содержится в приложении N 1 к указанному акту осмотра жилого помещения, в соответствии с которым, были установлены следующие несоответствия показателей:
Наименование показателя |
Описание, значение (заявленное) |
Описание, значение (фактическое) |
Входная дверь |
Дверь исправна и не разбита, без видимых дефектов и повреждений. Дверь открывается, все швы по периметру заполнены. Все запорные устройства - в рабочем состоянии, крепления надежно зафиксированы. Комплект ключей от жилого помещения. |
Замок на входной двери находится в неудовлетворительном состоянии. Имеет ненадежное крепление, а также имеет щели в месте прикосновения с дверным полотном, а также на двери отсутствуют уплотнители, вследствие чего дверь не плотно прилегает к дверной коробке, в связи с этим образуются сквозняки. |
Отделка стен |
Оштукатурены и оклеены обоями без потертостей, трещин и механических повреждений (в том числе отслоений, загрязнений обоев, каких - либо сколов). В санитарном узле поливинилхлорид (ПВХ) панели. |
В санитарном узле в нескольких местах имеются механические повреждения панелей ПВХ, дефекты которых были устранены шпаклевкой. |
|
Подоконная доска. Исправны и не разбиты, без видимых дефектов и повреждений. Все створки открываются, швы по периметру заполнены. Все запорные устройства в рабочем состоянии, крепления надежно зафиксированы. |
Окна в кухне (два стеклопакета) содержат следы кустарного ремонта, а именно: установка запорного устройства, отсутствует фурнитура, обеспечивающая фиксацию форточных проёмов при открытии. Также один стеклопакет имеет механическое повреждение- стекло разбито с уличной стороны. Одна створка из двух, в момент приемки не открывается. Окна в комнате (два стеклопакета) содержат следы кустарного ремонта, а именно: установка запорного устройства, отсутствует фурнитура, обеспечивающая фиксацию форточных проёмов при открытии. |
Таким образом, при осмотре квартиры 08.08.2022 комиссией Заказчика были установлены дополнительные несоответствия характеристик квартиры характеристикам, установленным документацией о закупке, которые не были установлены комиссией Заказчика при первичном осмотре квартиры 14.07.2022 и при повторном осмотре 22.07.2022.
Из чего следует, что у Продавца отсутствовала возможность устранить выявленные комиссией Заказчика несоответствия, поскольку решение об одностороннем отказе вступило в силу и Контракт был расторгнут 08.08.2022.
Комиссия Томского УФАС России отмечает, что несвоевременное выявление комиссией Заказчика всех несоответствий характеристик квартиры характеристикам, отраженным в спецификации на жилое помещение (квартиру), лишило Продавца возможности устранить их в установленный законом срок и, как следствие, привело к невозможности Продавца исполнить обязательства по Контракту.
Исходя из вышесказанного, в действиях И. не усматриваются признаки недобросовестного поведения при исполнения Контракта. По мнению Комиссии Томского УФАС России Продавец совершал действия, направленные на исполнения Контракта. Доказательства, неоспоримо свидетельствующие об умышленном неисполнении Контракта И. в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Томского УФАС России пришла к выводу о возможности не включения сведений об И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьи 104 Закона 44-ФЗ, Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078,
РЕШИЛА:
Сведения об И. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии |
|
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 16 августа 2022 г. N РНП-70-97-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022