Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
рассмотрев информацию (вх.N 6297 от 23.08.2022), направленную в Томское УФАС России ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие "Асгард" (ИНН 2466177688) (далее - Общество, Исполнитель) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением Обществом условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), без участия представителя Заказчика, представившего ходатайство о рассмотрения дела без его участия, с участием посредством ВКС представителя Общества - Долбоненко В.В. (доверенность N8 от 25.05.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
07.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение об электронном аукционе с предметом "Оказание охранных услуг" (извещение N 0865200000322001103) с начальной (максимальной) ценой 1 045 381,68 руб.
06.07.2022 Заказчик и Общество заключили государственный контракт N Ф.2022.1103 (далее - Контракт). Цена контракта: 297 933,57 руб.
Согласно части 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии со статьи 781 ГК РФ Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно пункту 1.1 настоящего контракта Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Пунктом 1.2 Контракта установлены сроки оказания услуг: круглосуточно в период с 20:00 31.07.2022 по 20:00 31.12.2022. Пунктом 1.4 Контракта предусмотрено место оказания услуг: Российская Федерация, 634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81В (далее - Объект).
Согласно пункту 10.1. Контракта Контракт вступает в силу с даты его подписания обеими Сторонами и действует по "31" января 2023 г. Окончание срока действия контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по контракту, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя при их установлении Заказчиком.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьей 717 ГК РФ заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На основании пункта 1 статьи 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 2.2.5 Контракта заказчик может принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта в случае, если в ходе исполнения настоящего Контракта установлено, что Исполнитель перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ЗаконаN 44-ФЗ) и (или) при определении исполнителя Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
Заказчиком установлен факт несоответствия Исполнителя требованиям к участникам закупки, а именно - отсутствие действующей лицензии.
В силу пункта 10.4 Контракта - Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
03.08.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона 44-ФЗ В случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.08.2022 - Заказчик разместил решение в ЕИС.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Обществом 08.08.2022.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено несколько оснований прекращения обязательства, в частности, в статье 407 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что обязательство прекращается полностью или частично по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором; при этом прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой вступления Решения в законную силу и, следовательно, датой расторжения Контракта считается 19.08.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
23.08.2022 - Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх.N 6297 от 23.08.2022) для рассмотрения вопроса о включении сведений об ООО ЧОП "Асгард" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчиком не нарушены.
Как было установлен выше, 06.07.2022 между Обществом и Заказчиком был заключен контракт на оказание охранных услуг.
На заседании Комиссии Томского УФАС России представитель Общества пояснил, что на момент заключения контракта у Исполнителя имелась лицензия на частную охранную деятельность (далее - лицензия), сроком действия до 04.07.2022. В связи с необходимостью продления её срока действия исполнителем были предприняты следующие действия:
19.05.2022 - Обществом в Управлением Росгвардии по Красноярскому краю подано заявление и соответствующий пакет документов о продлении срока действия лицензии, однако письмом N 709/9-1146 от 15.06.2022 ООО ЧОП "Асгард" было отказано в продление лицензии, в связи с нарушением требований пп. "а" п.3 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N498, ст.12 Закона РФ от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации").
28.06.2022 - после устранения всех нарушений, Общество повторно направило документы;
11.07.2022 - Обществом от Управления Росгвардии по Красноярскому краю был получен повторный отказ в продлении срока действия лицензии (уведомление N 709/9-1296);
26.07.2022 - ООО ЧОП "Асгард" в адрес Заказчика направлено письмо с указанием на получение уведомления об отказе в продлении срока действия лицензии и предложением о расторжении Контракт по соглашению сторон. Однако заказчиком принято решение о невозможности расторжения Контракта по соглашению сторон ввиду наличия специального основания для расторжения в одностороннем порядке со стороны Заказчика.
Комиссия отмечает что действительно Обществу было известно о сроках выполнения работ по контракту. Кроме того, Общество не отрицает того, что ему было известно о необходимости продления лицензии в рамках исполнения договора в случае его победы в процедуре закупки и могло предвидеть возможные отказы Управления Росгвардии при наличии выявленных нарушений при осуществлении Обществом лицензируемой деятельности.
Между тем комиссия при оценке добросовестности Общества учитывает следующее: в настоящий момент отказы Управления Росгвардии являются предметом оспаривания в Арбитражном суде Красноярского края (дело номер А33-16751/2022, А33-18016/2022), следовательно факт наличия спора в продлении лицензии свидетельствует о том, что отказы Управления Росгвардии в продлении лицензии не могут являться обстоятельством однозначно свидетельствующим о недобросовестном поведении общества при участии в процедуре и последующем исполнении договора.
Кроме того, комиссия УФАС при наличии такого спора не может однозначно учитывать указанный факт, как свидетельствующий в пользу недобросовестности Общества.
Из вышеизложенного следует, что при заключении и исполнении Контракта в действиях ООО ЧОП "Асгард" отсутствовали признаки недобросовестного поведения и предпринимались действия по соблюдению условий контракта, в частности, Обществом предпринимались попытки к продлению лицензии. Также Общество до начала оказания услуг уведомило Заказчика о невозможности исполнения Контракта. При этом Заказчиком направлено ходатайство о том, что он не настаивает о включении Общества в реестр недобросовестного поставщика.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
В рассматриваемом случае, Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Участника направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
Таким образом, учитывая действия Исполнителя, направленные на исполнение Контракта, а также отсутствие обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Исполнителя условий Контракта, Комиссия не усматривает в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения и оснований включения сведений об Обществе с ограниченной ответственность ЧОП "Асгард" (ИНН 2466177688) в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 702,708,715,766 Гражданского Кодекса РФ, статьями 95, 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью ЧОП "Асгард" (адрес: 660118, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Алексеева, дом 5, помещение 251, ИНН 2466177688) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 30 августа 2022 г. N РНП-70--22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022