Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Реставрационный колледж "Кировский" (далее - Заказчик);
АО "ФИРМА ФЛОРИДАН" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21298-ЭП/22 от 19.08.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся СПб ГБПОУ "РК "Кировский" в 2022-2023 году (извещение номер 0372200288922000034) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 04.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200288922000034. Начальная (максимальная) цена контракта - 25 581 390,95 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППРФ 2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 3 ППРФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 ППРФ 2604 Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно Приложению N 4 к извещению (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) в разделе III установлено:
По показателю "Наличие в организации участника конкурса заведующих (управляющих) производством и(или) заведующих столовой и(или) шеф-поваров":
"В случае отсутствия в составе заявки участника сведений по рекомендуемой форме, установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки, а также документов, подтверждающих наличие в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, оценивается в 0 баллов".
Комиссия УФАС приходит к выводу, что указанная обязательная для предоставления форма является сводной информацией, оптимизирующей для Заказчика процесс оценки заявки, установленное Заказчиком требование о предоставлении вышеуказанной формы, затрудняет подачу заявки и не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, следовательно, вышеуказанные действия Заказчика нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
2. Согласно Приложению N 4 к извещению (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) в разделе III установлено:
"По настоящему детализирующему показателю оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров на оказание услуг общественного питания со стоимостью каждого не менее 20% от НМЦК.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом со стоимостью каждого не менее 20% от НМЦК, акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого (таких) договора (договоров). Последний акт составленный при исполнении такого договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок."
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное заказчиком требование о предоставлении контрактов/договоров, стоимость которых составляет не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, создает неравные условия для разных категорий участников рынка, ограничивает круг потенциальных участников открытого конкурса и установленный Заказчиком порядок оценки заявок не корреспондируется с положениями Положения, установленного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Следовательно, требование Заказчика необоснованно ограничивает потенциальный круг участников и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что образует в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
3. Относительно третьего довода Заявителя, Заказчик пояснил следующее:
В рамках показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки", Детализирующего показателя оценки: Обеспеченность Цикличных меню рационов горячего питания технологическими картами приготовления блюд, максимальное количество баллов присваивается заявке участника конкурса, в которой представлены технологические карты в количестве, обеспечивающем 100% количества блюд, предусмотренных Цикличными меню рационов горячего питания. При этом при повторении блюд в цикличном меню достаточно приложить технологическую карту на данное блюдо однократно.
Вместе с тем, Комиссия УФАС отмечает, что вышеуказанное не отраженно в извещение об осуществлении закупки, не следует из установленного порядка оценки, следовательно, в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
4. Согласно Приложению N 4 к извещению (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе) в разделе II установлен детализирующий показатель "Наличие автотранспортных средств, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, в том числе имеющих холодильное оборудование", оценка по которому будет производится следующим образом:
"лучшим является наибольшее значение
характеристики квалификации участника закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики квалификации участника закупки
где:
- предельное максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, установленное заказчиком;
Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом оценке;
Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом оценке.
Шкала оценки:
Наличие автотранспортных средств в количестве 5 ед.- 100 баллов.
Отсутствие автотранспортных средств менее установленной заказчиком или непредставление документов, подтверждающих наличие автотранспортных средств - 0 баллов"
Таким образом, при оценке вышеуказанного детализирующего показателя применяется и предусмотренная Постановление N2604 формула и шкала оценки, а также отсутствует детализация порядка присвоения в баллах в соответствии с п. 21 Постановления N2604.
Следовательно, установленный порядок не отвечает требования Постановления N2604, таким образом в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
5. Согласно п. 3 части III "Наличие в организации участника конкурса заведующих (управляющих) производством и(или) заведующих столовой и(или) шеф-поваров" установлено, в том числе, следующее:
"Сведения о наличии в организации участника конкурса заведующих (управляющих) производством и(или) заведующих столовой и(или) шеф-поваров подтверждаются следующими документами:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие квалификацию в соответствии с профессиональными стандартами.
Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации могут быть представлены по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки."
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком не установлен перечень документов, подтверждающих квалификацию в соответствии с профессиональными стандартами, следовательно, в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признается обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ФИРМА ФЛОРИДАН" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБПОУ "Реставрационный колледж "Кировский"
ул. Морской пехоты, д. 14 лит. А,
Санкт-Петербург, 198302
тел.: 7-812-7585888
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: (495) 542-40-20 (102)8
АО "ФИРМА ФЛОРИДАН"
ул. Большая Разночинная, д. 14, лит. А, пом. 419,
Санкт-Петербург, 197110
тел.: +7 (812) 327-13-80
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-2685/22 об устранении нарушений законодательства о закупках
25.08.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2685/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 8, 32, 54.1, 54.2, 54.3, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГБПОУ "Реставрационный колледж "Кировский" и конкурсной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы (при их наличии), составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0372200288922000034;
- внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0372200288922000034 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику и конкурсной комиссии в срок до 25.09.2022 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику, его конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 25 августа 2022 г. N 44-2685/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022