Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция заказчика" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ПСБ "ЖилСтрой" (далее - Участник): по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21419/22 от 22.08.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения государственного контракта на выполнение работ по реставрации и ремонту лицевого и дворового фасадов объекта культурного наследия регионального значения "Дом Н.Н. Балкашиной" (Санкт-Петербург, Пушкинская ул., 8, лит. А (Пушкинская ул, 8)) (извещение N 0372200231722000041),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реставрации и ремонту лицевого и дворового фасадов объекта культурного наследия регионального значения "Дом Н.Н. Балкашиной" (Санкт-Петербург, Пушкинская ул., 8, лит. А (Пушкинская ул, 8)) (извещение N 0372200231722000041) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 56 349 625,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.08.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "ПСБ "ЖилСтрой".
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия УФАС установила, что 11.08.2022 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной торговой площадке (Электронная торговая площадка "Фабрикант") с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц (ч.3 ст.96 Закона о контрактной системе).
Из системного толкования вышеуказанных статей следует, что подтверждение обеспечения исполнения контракта в полном объеме представляется одновременно с проектом контракта, подписанным лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона.
В регламентированный срок ООО "ПСБ "ЖилСтрой" не направило Заказчику посредством оператора электронной торговой площадки проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени Участника, а также не представило необходимые документы об обеспечении исполнения контракта.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
Поскольку в регламентированный законом о контрактной системе срок, Участник не направил Заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени ООО "ПСБ "ЖилСтрой", Заказчик разместил в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 19.08.2022 N ППУ20_1.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ПСБ "ЖилСтрой" пояснил, что Участник не имел намерения уклониться от заключения контракта.
В соответствии с конкурсной документацией и требованиями ст.83.2 Федерального Закона о контрактной системе срок подписания Контракта победителем составляет 5 рабочих дней с даты размещения Контракта. Таким образом, Участник должен был подписать Контракт до истечения календарной даты 18.08.2022.
В силу непредвиденных обстоятельств технического характера, а именно в связи с неработоспособностью сервера, а соответственно и единственного виртуального рабочего места (развёрнутого на сервере компании), настроенного для доступа на ЭТП (Электронные торговые площадки) не удалось вовремя получить доступ для подписания и своевременно подписать контракт. Неработоспособность сервера была вызвана неисправностью вследствие попадания жидкости на электронные компоненты сервера и коммутационного оборудования провайдера, что подтверждается письмом провайдера АО "ЭР-Телеком Холдинг" по результатам осмотра установленного оборудования. Кроме того, в течение нескольких дней, отведённых для подписания контракта, имелись временные прерывания связи сети интернет в результате проводимых провайдером работ по модернизации линии ВОЛС, что подтверждается информационным письмом провайдера. Факт повреждения оборудования провайдера и сервера ООО "ПСБ "ЖилСтрой" подтверждается Актом обследования помещения на предмет протечки от 19.08.2022, составленным с участием представителей ТСЖ "Ковенский 5", обслуживающих помещение офиса, в котором располагается ООО "ПСБ "ЖилСтрой". В ходе актирования было установлено, что повреждение оборудования серверной произошло в результате нарушения герметичности дренажной системы кондиционера, расположенного в серверной. После устранения неполадок и замены оборудования серверной, а также восстановления доступа к виртуальному рабочему месту, был восстановлен доступ к площадке и Контракт был незамедлительно подписан со стороны ООО "ПСБ "ЖилСтрой".
Таким образом, ООО "ПСБ "ЖилСтрой" не смог подписать Контракт своевременно и подписал Контракт с опозданием на 10 часов, что подтверждается скриншотом экрана с электронной площадки содержащего отметку о подписании Контракта Участником в 10 часов 43 минуты 19.08.2022.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о не включении ООО "ПСБ "ЖилСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что Участником была получена в качестве обеспечения исполнения контракта Независимая гарантия от 16.08.2022 N 2200-071/00821/0060, выданная ПАО "БАНК УРАЛСИБ" на сумму 8 452 443,75 рублей, сведения о которой размещены в реестре независимых гарантий.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Термин "уклонение от исполнения (заключения) контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
При этом, по смыслу ст.55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ПСБ "ЖилСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ПСБ "ЖилСтрой" (ИНН: 7842307444) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 августа 2022 г. N РНП-78-1057/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022