Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" (далее - Заказчик);
ООО "РСК Крепость" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21485/22 от 22.08.2022) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию (содержанию) зданий, помещений, инженерных систем и территорий СПб ГКУ "ГМЦ" на 2023 год (извещение номер 0372200238822000021) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200238822000021. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 970 400,00 рублей.
В жалобе ООО "РСК Крепость" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании заявки несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
2) информация, предусмотренная подпунктами "а" и "г" пункта 2 части 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Согласно п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.08.2022 NИЭА1 (размещен в ЕИС 18.08.2022 в 17 часов 43 минут) (далее - Протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, по следующим основаниям:
"п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ - Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом N44 ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 N44 ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки: 1. В соответствии с позицией 9 Приложения N 2 к техническому заданию (Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки) требуется: "Блок оконный пластиковый трехстворчатый тип 2" с характеристикой: "Гарантийный срок службы:не менее 3 лет". Участником в заявке предлагается: "Блок оконный пластиковый трехстворчатый тип 2" с характеристикой: "Гарантийный срок службы: не менее 3 лет".Согласно инструкции: "_ участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены максимальные и (или) минимальные значения.", "при этом значения показателей товара, установленные к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, представляемые участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами (словосочетаниями, предлогами, знаками): "максимум", "не меньше", "не ниже", "не выше", "свыше ...до...", "от ... до...", "не менее", "не ниже - не выше", "более", "не менее - не более", "минимум - максимум", "не более", "...", "от", "до", "не превышает (-ют)", " больше ", "не меньше ", "не меньше ", "не больше", знак "*", надстрочный символ "'", а также если все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и"."Таким образом, участник закупки не представил конкретное значение товара, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки.2. В соответствии с позицией 12 Приложения N 2 к техническому заданию (Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки) требуется: "Дверь балконная тип 2" с характеристикой: "Класс звукоизоляции: не ниже Д".Участником в заявке предлагается: "Дверь балконная тип 2" с характеристикой: "Класс звукоизоляции: не ниже Д".Согласно инструкции: "_ участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены максимальные и (или) минимальные значения. извещения об осуществлении закупки.", "при этом значения показателей товара, установленные к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, представляемые участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами (словосочетаниями, предлогами, знаками): "максимум", "не меньше", "не ниже", "не выше", "свыше ...до...", "от ... до...", "не менее", "не ниже - не выше", "более", "не менее - не более", "минимум - максимум", "не более", "...", "от", "до", "не превышает (-ют)", " больше ", "не меньше ", "не меньше ", "не больше", знак "*", надстрочный символ "'", а также если все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и"."Таким образом, участник закупки не представил конкретное значение товара, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки.3. В соответствии с позицией 12 Приложения N 2 к техническому заданию (Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки) требуется: "Дверь балконная тип 2" с характеристикой: "Класс воздухо- и водопроницаемости: не ниже В". Участником в заявке предлагается: "Дверь балконная тип 2" с характеристикой: "Класс воздухо-и водопроницаемости: не ниже В". Согласно инструкции: "_ участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены максимальные и (или) минимальные значения.", "при этом значения показателей товара, установленные к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, представляемые участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами (словосочетаниями, предлогами, знаками): "максимум", "не меньше", "не ниже", "не выше", "свыше ...до...", "от ... до...", "не менее", "не ниже - не выше", "более", "не менее - не более", "минимум - максимум", "не более", "...", "от", "до", "не превышает (-ют)", " больше ", "не меньше ", "не меньше ", "не больше", знак "*", надстрочный символ "'", а также если все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и"."Таким образом, участник закупки не представил конкретное значение товара, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки.По тексту заявки участника аукциона присутствуют ошибки заполнения заявки аналогичные вышеуказанным.".
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложение N1 к Описанию объекта закупки.
Для позиции позицией 9 "Блок оконный пластиковый трехстворчатый тип 2" Заказчиком установлено, в том числе, следующие требование "Гарантийный срок службы: не менее 3 лет".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложено "Гарантийный срок службы: не менее 3 лет".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что, по его мнению, в данном случаи участник закупки должен был руководствоваться следующим положением инструкции:
""_ участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены максимальные и (или) минимальные значения.", "при этом значения показателей товара, установленные к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, представляемые участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами (словосочетаниями, предлогами, знаками): "максимум", "не меньше", "не ниже", "не выше", "свыше ...до...", "от ... до...", "не менее", "не ниже - не выше", "более", "не менее - не более", "минимум - максимум", "не более", "...", "от", "до", "не превышает (-ют)", " больше ", "не меньше ", "не меньше ", "не больше", знак "*", надстрочный символ "'", а также если все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и".""
Таким образом, участник закупки не представил конкретное значение товара, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, анализ инструкции показал, что она содержит следующее требование:
- Под единицей времени понимаются единицы, установленные Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94.
- Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения, точно соответствующие требованиям Приложения 2 к Техническому заданию в том числе все значения показателей (характеристик) товаров определяющие единицу времени (требование является приоритетным по отношению к другим видам показателей).
Таким образом, указанные в заявке Заявителя значения не противоречат техническому заданию Заказчика и отвечают требованиям инструкции.
Для позиции позицией 12 "Дверь балконная тип 2" Заказчиком установлено, в том числе, следующие требование "Класс звукоизоляции: не ниже Д".
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции им предложено "Класс звукоизоляции: не ниже Д".
На заседании Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что, по его мнению, в данном случаи участник закупки должен был руководствоваться следующим положением инструкции:
"_ участник закупки указывает конкретное значение показателя, для которого установлены максимальные и (или) минимальные значения. извещения об осуществлении закупки.", "при этом значения показателей товара, установленные к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара, представляемые участником закупки в заявке, не должны сопровождаться словами (словосочетаниями, предлогами, знаками): "максимум", "не меньше", "не ниже", "не выше", "свыше ...до...", "от ... до...", "не менее", "не ниже - не выше", "более", "не менее - не более", "минимум - максимум", "не более", "...", "от", "до", "не превышает (-ют)", " больше ", "не меньше ", "не меньше ", "не больше", знак "*", надстрочный символ "'", а также если все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и"."
Таким образом, участник закупки не представил конкретное значение товара, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки.
Вместе с тем, анализ инструкции показал, что она содержит следующее требование:
- При описании требований к значениям показателей товара, поставляемого при выполнении работ, слова (словосочетания, предлоги, знаки): "не более", "не менее", "максимум", "не меньше", "от ... до...", "не ниже", "не выше", "не менее - не более", "минимум - максимум", "более", "не ниже - не выше", "свыше ...до...", "...", знак "*", "не превышает (-ют)", "от", "до", надстрочный символ "1", ">", "не ", "не <", "не
", а также все вышеуказанные слова (словосочетания, предлоги и знаки), идентично приведенным (взятым в кавычки), указанные через союз "и" устанавливают требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара.
- В случае, если в Приложении 2 к Техническому заданию установлены требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара и у значения показателя товара отсутствует единица измерения, то участник указывает значение показателя без изменения."
На заседании Комиссии УФАС установлено, что из данных положений следует, что слова (словосочетания, предлоги, знаки) устанавливающие требования к максимальным и (или) минимальным значениям показателей товара применяются только к показателям, у которых имеется единица измерения.
Показатели "Класс звукоизоляции: не ниже Д" и "Класс воздухо- и водопроницаемости: не ниже В" не содержат и не могут содержать единицы измерения, т.к. являются буквенными значениями.
Таким образом, указанные в заявке Заявителя значения не противоречат техническому заданию Заказчика и отвечают требованиям инструкции.
С учетом изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика не имела достаточных оснований для признания предоставленной Заявителем в заявке информации несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, следовательно, в ее действиях усматривается нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признается обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСК Крепость" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр"
ул. Киевская, 28, лит. А,
Санкт-Петербург, 196084
тел.: 7-812-5762713
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: (495) 542-40-20 (102)8
ООО "РСК Крепость"
Октябрьский б-р, д. 50/30, лит. А, пом. 7-Н, г. Пушкин,
Санкт-Петербург, 196601
тел.: +7 (960) 283-59-40
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2712/22
26.08.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2712/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр", аукционной комиссии устранить нарушение пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru отменить протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составленный в ходе проведения аукциона с номером извещения 0372200238822000021;
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания повторно рассмотреть заявки, поданные на участие в аукционе с номером извещения 0372200238822000021 в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200238822000021 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 26.09.2022.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 августа 2022 г. N 44-2712/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022