Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрация Невского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):;
ИП Айвазяна Артура Аршалуйсовича (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21422/22 от 22.08.2022) на действия Заказчика при определении путем проведения открытого конкурса в электронной форме на восстановление нарушенного благоустройства на территории Невского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200004722000280) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 02.08.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004722000280.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 723 836, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В силу п. 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использован, в том числе, критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Согласно электронному документу "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах.docx" к извещению о проведении закупки показателем названного критерия является "характеристика N I (улучшение контроля качества за выполняемыми работами / оказываемыми услугами, являющимися объектом закупки)", характеристика N 2 (повышение безопасности работ при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки), характеристика N 3 (повышение эффективности охраны труда при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки) критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
В вышеуказанном приложении Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок на участие в рассматриваемой части:
По детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (улучшение контроля качества за выполняемыми работами / оказываемыми услугами, являющимися объектом закупки)" оценивается содержащееся в составе заявки (части заявки) участника электронного конкурса предложение по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами / оказываемыми услугами, являющимися объектом закупки.
Требования к предложению по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами / оказываемыми услугами, являющимися объектом закупки, подаваемому участником электронного конкурса в составе заявки, установлены Приложении N 1 к приложению N4 к извещению о проведении электронного конкурса.
Для оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 1 (улучшение контроля качества за выполняемыми работами / оказываемыми услугами, являющимися объектом закупки)" в соответствии с пунктом 23 Положения применяется шкала оценки:
По детализирующему показателю оценки "характеристика N 2 (повышение безопасности работ при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки)" оценивается содержащееся в составе заявки (части заявки) участника электронного конкурса предложение по проведению мероприятий по повышению безопасности работ при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки.
Требования к предложению по проведению мероприятий по повышению безопасности работ при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки, подаваемому участником электронного конкурса в составе заявки, установлены Приложении N 1 к приложению N4 к извещению о проведении электронного конкурса.
Для оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 2 (повышение безопасности работ при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки)" в соответствии с пунктом 23 Положения применяется шкала оценки:
По детализирующему показателю оценки "характеристика N 3 (повышение эффективности охраны труда при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки)" оценивается содержащееся в составе заявки (части заявки) участника электронного конкурса предложение по проведению мероприятий по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ/ оказании услуг, являющихся объектом закупки.
Требования к предложению по проведению мероприятий по повышению эффективности охраны труда при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки, подаваемому участником электронного конкурса в составе заявки, установлены Приложении N 1 к приложению N4 к извещению о проведении электронного конкурса.
Для оценки заявок по детализирующему показателю оценки "характеристика N 3 (повышение эффективности охраны труда при выполнении работ / оказании услуг, являющихся объектом закупки)" в соответствии с пунктом 23 Положения применяется шкала оценки:
По мнению Заявителя, вышеуказанный порядок оценки является ненадлежащим.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным Заказчиком возражениям, для оценки заявок по детализирующему показателю оценки в соответствии с пунктом 23 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, применяется шкала оценки:
Отсутствие в составе заявки участника предложения = 0
Наличие в составе заявки участника предложения по всем мероприятиям = 100.
Порядок оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", содержит шкалу оценки в соответствии с пунктом 23 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
В силу положений ст. 51 Закона о контрактной системе предложение победителя конкурса в отношении объекта закупки включается в направляемый ему проект контракта.
Следовательно, при формировании Заказчиком Контракта в него будет включено, предложением Участника-Победителя по показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", а именно в Приложение N 1 к Контракту.
Таким образом, во исполнение требований п. 17, п. 19 и п.п. 22-23 Положения об оценке заявок Заказчиком в рамках "характеристик" показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" однозначно установлены: перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, установленный в рамках показателя "Качество услуг" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к выводу, что он установлен в соответствии с требованиями Положения.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Довод жалобы не нашел своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
2. В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
В Приложении N 1 к приложению N4 к извещению о проведении электронного конкурса "Требования к предложению участника электронного конкурса о качественных характеристиках объекта закупки" содержится следующая информация:
"Информация о специалистах, осуществляющих контроль (для мероприятий входного контроля материалов и оборудования, входного контроля сметной документации, операционного контроля, внутреннего инспекционного контроля, внутреннего приемочного контроля, контроля соответствия складирования и хранения применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования: главный инженер и (или) начальник отдела контроля, и (или) заместитель директора по капитальному строительству, и (или) начальник отдела капитального строительства, и (или) начальник производственно-технического отдела, и (или) инженеры по качеству (инженеры по строительному контролю), заключившие с участником конкурса трудовой договор, соответствующий следующим требованиям к квалификации: высшее профессиональное образование по соответствующей специальности или высшее профессиональное техническое образование и профессиональная переподготовка по направлению профессиональной деятельности; стаж работы по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет; повышение квалификации по направлению профессиональной деятельности не реже одного раза в 5 лет. При описании информации о специалистах, осуществляющих контроль, участник конкурса должен указать должность (из числа вышеуказанных) каждого специалиста, осуществляющего соответствующий контроль, указать специальность и квалификацию в соответствии с дипломом о высшем профессиональном образовании и (или) дипломом о профессиональной переподготовке по направлению профессиональной деятельности, стаж работы по направлению профессиональной деятельности".
Изучив указанный раздел извещения, Комиссия УФАС отмечает, что установленные Заказчиком условия в порядке оценки, согласно которым необходимо представить информацию о специалистах в составе предложения о "качественных, функциональных и экологических характеристиках объекта закупки" является ненадлежащим, поскольку вышеуказанная информация регламентирована критерием оценки "квалификация участников закупки".
Следовательно, довод жалобы признан обоснованным, а в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 (п. 11 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Таким образом, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Айвазяна Артура Аршалуйсовича обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 (п. 11 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 августа 2022 г. N 44-2718/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022