Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей ООО "МД-Консалтинг" (далее - Заявитель), уведомленного времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21582/22 от 23.08.2022) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по разработке технической документации по благоустройству и устройству освещения территорий для администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0172200000722000223) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Аукцион размещено 16.08.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000722000223. Начальная (максимальная) цена контракта - 9 500 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в нарушении в установлении требований к товарам, которые определяются на основании проведения испытаний и объединение в одну закупку функционально не связанных услуг и товаров.
Заказчик с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
В соответствии с ч.ч. 2 - 3 ст. 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
- информация о товаре, предусмотренная пп. "а" и "б" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп. "а" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком;
- информация, предусмотренная пп. "а" и "г" п. 2 ч. 1 настоящей статьи, не включается в заявку на участие в закупке в случае включения заказчиком в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства.
Требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При описании в документации о закупке объекта закупки заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N3 к описанию объекта закупки Заказчик установил требования к поставляемым товарам.
Заявитель обжалует установление Заказчиком ряда требований к товарам, значения которых, по его мнению, определяются посредством проведения испытаний на определенные партии товаров.
Комиссия УФАС установила, что в соответствии с пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. При составлении описания объекта закупки использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товаров, используемых при выполнении работ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия товаров, используемых при выполнении работ, потребностям Заказчика.
Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик либо химических элементов и компонентов товара ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
В доводах жалобы Заявитель не указывает ни реквизиты документов технического регулирования, которыми регламентированы методы испытаний, ни разделы документации, которые содержат указания о необходимости проведения таких испытаний.
Представитель Заказчика пояснил, что документация не устанавливает требований о проведении участником закупки каких-либо испытаний или лабораторных исследований. Сведения о показателях установлены на основе данных производителей закупаемых товаров, имеющихся в открытом доступе.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы также не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
2.Кроме того, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком неправомерно объедены в один лот оказываемые услуги и поставляемые товары.
При формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению объекта закупки (лота), в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Письмом Федеральной антимонопольной службы России от 25 июня 2020 года N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" в отношении правомерности установления требований к конкретным показателям поставляемого товара разъяснено следующее:
В соответствии с частью 4 статьи 54.4, пунктом 2 части 3 статьи 66 ( за исключением случаев, предусмотренных частью 3 .1 ), подпунктом 3 части 6 статьи 83.1 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ ( оказании закупаемых услуг), первая часть заявки должна содержать наименование страны происхождения товара, конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации о закупке, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае отсутствия в документации о закупке указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации о закупке.
С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
При формировании предмета закупки Заказчик принял во внимание, что потребностью Заказчика является не просто получение технической документации по благоустройству и устройству освещения определенных территорий, а создание и согласование предлагаемой концепции благоустройства, включая возможность ознакомления с предложением при изучении демонстрационного стенда, получение разработанной технической документации, дизайнерские решения которой соответствуют ранее представленному и одобренному дизайнерскому решению, воплощенному в изображениях на демонстрационном стенде. В связи с вышеизложенным Заказчик в документах извещения о проведении закупки установил следующее:
1. Исполнение обязательств по контракту должно происходить в два этапа, причем первым этапом значится в том числе создание и передача демонстрационного стенда. Данное обстоятельство подтверждается пунктом 2.7 проекта контракта, в котором установлено следующее:
2.7. Сроки (периоды) выполнения работ:
Работы выполняются поэтапно:
Этап N1 - выполнение предпроектных работ (разработка эскизов схем планировок объектов благоустройства, выполняемых на основе актуализированной топографической съемке М 1:500) с поставкой демонстрационных стендов решений по обустройству территорий в срок не более 14 (четырнадцати) дней со дня получения от Заказчика необходимых для начала Работ исходных данных в соответствии с условиями Контракта.
Этап N2 - Разработка и согласование технической документации - до 01.12.2022.
2. Поставляемые демонстрационные стенды действительно являются товарами, поставляемыми при выполнении работ, что подтверждается описанием объекта закупки, в котором к показателям таких товаров установлены требования в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, а инструкция по заполнению заявки предусматривает обязанность участника закупки предоставить требуемые конкретные показатели.
3. Поставляемые демонстрационные стенды действительно являются товарами, поставляемыми при выполнении работ, что подтверждается Приложением N 1 к проекту контракта, в котором демонстрационные стенды выделены отдельно как поставляемый товар, и к этим товарам присвоен соответствующий код ОКПД2.
Этапы |
N раздела |
Наименование работы |
ОКПД2 |
Единица измерения |
Количество |
I Этап |
1 |
разработка эскизов схем планировок объекта благоустройства с поставкой демонстрационного стенда решений по обустройству территории по адресу Санкт-Петербург, сквер б/н на Пискаревском пр. от Львовской ул. до пр. Металлистов (ЗНОП-7010), в том числе: |
71.12.19.100 |
Ул. Ед. |
1 |
2 |
демонстрационный стенд решений по обустройству территории по адресу Санкт-Петербург, сквер б/н на Пискаревском пр. от Львовской ул. до пр. Металлистов (ЗНОП-7010) |
32.99.53.190 |
Шт. |
1 |
|
3 |
разработка эскизов схем планировок объекта благоустройства) с поставкой демонстрационного стенда решений по обустройству территории по адресу Санкт-Петербург, сад б/н на шоссе Революции у д. 87 (ЗНОП N7049), в том числе: |
71.12.19.100 |
Ул. Ед. |
1 |
|
4 |
демонстрационный стенд решений по обустройству территории по адресу Санкт-Петербург, сад б/н на шоссе Революции у д. 87 (ЗНОП N7049) |
32.99.53.190 |
Шт. |
1 |
|
II Этап |
5 |
разработка и согласование технической документации по обустройству территории по адресу Санкт-Петербург, сквер б/н на Пискаревском пр. от Львовской ул. до пр. Металлистов (ЗНОП-7010) в органах и организациях |
71.12.19.100 |
Ул. Ед. |
1 |
6 |
разработка и согласование технической документации по обустройству территории по адресу Санкт-Петербург, сад б/н на шоссе Революции у д. 87 (ЗНОП N7049) в органах и организациях |
71.12.19.100 |
Ул. Ед. |
1 |
4. Поставляемые товары передаются Подрядчиком Заказчику по акту-приема-передачи в процессе исполнения контракта, что подтверждается условиями пункта 7.1 проекта контракта:
7.1. Подрядчик в день окончания этапа выполнения работ обязан известить Заказчика о готовности к сдаче выполненных работ.
В день окончания этапа выполнения работ Подрядчик формирует в единой информационной системе в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, содержащий информацию, указанную в пункте 1 части 13 статьи 94 Закона N 44-ФЗ.
К документу о приемке прилагаются подписанные Подрядчиком акт о приемке выполненных работ (КС-2), справка о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счет, счет-фактура, (если Подрядчик является плательщиком НДС), акт приема-передачи товара.
Таким образом, проект контракта носит смешанный характер и предусматривает как оказание услуг, так и поставку товаров.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что, исходя из условий проекта контракта, из обязательств подрядчика, поставляемые товары (демонстрационный стенд по двум разным адресам) могут быть созданы исключительно подрядчиком, так как они разрабатываются и собираются строго после разработки подрядчиком эскизов схем планировок объектов благоустройства, выполняемых на основе актуализированной топографической съемки М 1:500. Таким образом, выполнение работ по разработке технической документации технологически и функционально связано с поставкой демонстрационных стендов, в связи с чем невозможно закупить отдельно работы по разработке технической документации от поставки товаров, визуализирующих дизайнерские эскизы и предложения, которые предлагаются Заказчику в течение первого этапа выполнения работ.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Ни в доводах жалобы, ни на заседании Комиссии УФАС Заявитель надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представил, в связи с чем довод жалобы также не находит своего подтверждения и признается необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МД-Консалтинг" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 августа 2022 г. N 44-2734/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022