Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - Заказчик);
ООО "Проектно-конструкторское бюро "ИДЕЯ" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 21590/22 от 23.08.2022) на действия конкурсной комиссии при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги по объекту "Выполнение инженерных изысканий, разработка проектной документации по объекту "Реконструкция автодороги М-11 "Нарва" от ж.-д. станции Лигово до г. Красное село в административных границах Санкт-Петербурга. Участок от Лиговского путепровода до Гореловского путепровода" для нужд Санкт-Петербурга (извещение номер 0372200067822000063) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 21.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200067822000063. Начальная (максимальная) цена контракта - 50 471 311,20 рублей.
В жалобе ООО "Проектно-конструкторское бюро "ИДЕЯ" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки его заявки на участие в конкурсе.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы, подтверждают следующие обстоятельства
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
29.08.2022 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось 30.08.2022 тем же составом Комиссии УФАС.
1. В соответствии с ч. 11 ст. 48 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 2 ч. 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке, соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу ч. 13 ст. 48 Закона о контрактной системе, протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать:
1) дату рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, идентификационные номера таких заявок;
2) информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные вторым частям заявок на участие в закупке, признанным соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критерию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 32 настоящего Федерального закона (в случае установления такого критерия в извещении об осуществлении закупки);
4) информацию о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок, принимавшего участие в рассмотрении и оценке вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении каждой второй части заявки на участие в закупке;
5) информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных п. 2 и 4 ч. 1 ст. 52 настоящего Федерального закона.
Согласно сведеньям протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.08.2022 NПРОII1 заявка Заявителя была отклонена по следующим основаниям:
"пункт 2 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части несоответствия информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
Информация и документы, предусмотренные пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, не соответствуют требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с позицией 6 раздела II приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, а именно документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, представленные из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, не подтверждают наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, поскольку:
в рамках муниципального контракта от 11.11.2020 N 08483000695200002500001 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения в городском округе Зарайск Московской области" (далее - контракт) стоимость исполненных обязательств по контракту составляет менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
в рамках муниципального контракта от 16.06.2021 N 0848300041221000135 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги от ул. Заречной до выезда на Фряновское шоссе (далее - контракт) не представлено положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, выдача которого предусмотрена законодательством о градостроительной деятельности и условиями контракта".
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 3 статьи 31 Закона N 44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлен перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых установлены дополнительные требования к участникам закупок, в том числе позицией 6 раздела II "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере градостроительной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" определены требования в случае, если объектом закупки являются работы по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ, должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ.
Применительно к объекту проводимой закупки и способу определения поставщика (подрядчика, исполнителя), во исполнение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки (далее - Извещение), приложении N 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки (далее -Требования к содержанию, составу заявки (приложение N 3) установлено требование к содержанию заявки на участие в закупке, в том числе должны быть представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, согласно позиции 6 раздела II приложения к Постановлению N 2571 (пункт 3 раздела "Требования к участникам" Извещения, пункт 1.3 Требований к содержанию, составу заявки (приложение N 3), а именно:
исполненный договор, предусматривающий выполнение работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
При этом, исходя из положений Закона N 44-ФЗ и Требований к содержанию, составу заявки (приложение N 3) документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке, поскольку предварительно формируются участником закупки в порядке, установленном частями 12 - 16 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, и в последующем направляются заказчику оператором электронной площадки из такого реестра.
Так, по окончании срока подачи заявок на участие в закупке по заявке с идентификационным номером 72 в отношении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, от оператора электронной площадки поступили следующие договоры, предусмотренные позицией 6 раздела II Постановления N 2571:
1. муниципальный контракт от 11.11.2020 N 08483000695200002500001 на выполнение инженерных изысканий и разработку проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения в городском округе Зарайск Московской области" (далее - контракт N 1). Цена выполненных работ в соответствии с актами выполненных работ составляет 9 416 909,62 руб.
2. муниципальный контракт от 16.06.2021 N 0848300041221000135 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство автомобильной дороги от ул. Заречной до выезда на Фряновское шоссе (далее - контракт N 2). Цена выполненных работ в соответствии с актами выполненных работ составляет 48 268 683,28 руб.
Во исполнение требований части 8 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Комиссией проведена проверка соответствия участника закупки, подавшего заявку с идентификационным номером 72, на предмет соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, в ходе которой установлено следующее.
1. Контракт N 1 не подтверждает соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, по следующим основаниям.
В соответствии с позицией 6 раздела II Постановления N 2571, пунктом 1.3.1 Требований к содержанию, составу заявки (приложение N 3) цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно 10 094 262,24 руб.
По контракту N 1 цена выполненных работ в соответствии с актами выполненных работ составляет 9 416 909,62 руб.
Таким образом, стоимость исполненных обязательств по контракту N 1 составляет менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (далее - Н(М)ЦК), заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Контракт N 2 не подтверждает соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, по следующим основаниям.
В соответствии с позицией 6 раздела II Постановления N 2571, пунктом 1.3.3 Требований к содержанию, составу заявки (приложение N 3) документом, подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию, является, в том числе положительное заключение экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (за исключением случаев, при которых такое заключение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Предметом контракта N 2 является разработка проектной документации по строительству автомобильной дороги.
В силу части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация объектов капитального строительства, указанных в части 2 статьи 49 ГрК РФ, проектная документация, указанная в части 3 статьи 49 ГрК РФ, и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе в случаях, если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с требованиями названного ГрК РФ подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
Согласно части 2 статьи 8.3 ГрК РФ в случае, если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.
Также, условиями контракта N 2 предусмотрено получение положительного заключения на проектно-сметную документацию при прохождении государственной экспертизы (пункт 5.2.1 контракта N 2, этап N 5 графика выполнения работ (приложение N 6 к контракту N 2).
Таким образом, в рамках контракта N 2 градостроительным законодательством предусмотрена необходимость проведения государственной экспертизы.
Однако, заказчику от оператора электронной площадки в отношении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, положительного заключения экспертизы проектной документации по контракту N 2 не поступило, что свидетельствует о размещении участником закупки, подавшим заявку с идентификационным номером 72, в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, не в полном объеме соответствующих документов.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика не усматриваются нарушения Закона N 44-ФЗ.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Проектно-конструкторское бюро "ИДЕЯ"
необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 августа 2022 г. N 44-2741/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022