На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576), приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР "О проведении внеплановой проверки", Инспекция Карачаево-Черкесского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую камеральную проверку на предмет соответствия действий (бездействия) Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик) требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при заключении договоров от 29.06.2022 N1-25, от 08.07.2022 N43-46,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила информация от Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении закупок.
Рассмотрев обращение Прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики, изучив материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
На основании ч.2 Постановления Правительства РФ N728 от 26.08.2013 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - ПП РФ N728 от 26.08.2013 г.) Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п.2 ст.3 Закона о контрактной системе).
В материалы проверки представлены договор от 29.06.2022 N1 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N2 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N3 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N4 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N5 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N6 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N7 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N8 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N9 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N10 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N11 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N12 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N13 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N14 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N15 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N16 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N17 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N18 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N19 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N20 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N21 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N22 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N23 на поставку полиграфической продукции на сумму 540 050, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N24 на поставку полиграфической продукции на сумму 580 000, 00 рублей; договор от 29.06.2022 N25 на поставку полиграфической продукции на сумму 577 250, 00 рублей; договор от 08.07.2022 N43 на поставку товара на сумму 600 000, 00 рублей; договор от 08.07.2022 N44 на поставку товара на сумму 600 000, 00 рублей; договор от 08.07.2022 N45 на поставку товара на сумму 600 000, 00 рублей; договор от 08.07.2022 N46 на поставку товара на сумму 514 832, 32 рублей (далее - договоры).
Установлено, что 29.06.2022 между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем Кардановой Индирой Ахмедовной (далее - Поставщик) заключены на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе договоры N1-25 на поставку полиграфической продукции (флагшток 9-м комплектация стандарт и флаг 2250х1500 мм сублимационная печать на флажном трикотаже; настольный флажок одинарный 150х220 мм с подставкой; флаг протокольный 1000х1500 мм (атлас) одинарный и флагшток напольный (бук); герб большой 70х50 см (рама дерево бук, ткань сатин); герб малый 35х45 см (рама дерево бук, ткань сатин).
08.07.2022 между Заказчиком и индивидуальным предпринимателем Узденовым Ансаром Азрет-Алиевичем (далее - Поставщик) заключены на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе договоры N43-46 на поставку товара (бетонное основание для флагштока).
Согласно ч.1, 2 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Предметы договоров являются идентичными, а условия - тождественными, заключены с одним лицом в короткий временной интервал.
Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании ст.93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Заключение посредством проведения закупки у единственного поставщика ряда связанных между собой договоров, фактически образующих единую сделку, искусственно раздробленную для формального соблюдения специальных ограничений, противоречит целям Закона о контрактной системе.
Кроме того, отсутствие публичных процедур приводит и к неэффективному использованию бюджетных средств, поскольку Закону о контрактной системе преследует цель, в том числе, предотвращения неэффективного использования бюджетных денежных средств и недопущение предоставления отдельным лицам преимуществ в получении заказа по сравнению с теми претендентами, кто имеет возможность предложить более выгодные условия удовлетворения государственных либо муниципальных нужд.
Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе не были использованы конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 8, часть 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Приказом,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики нарушения части 2 статьи 8, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что устранение установленных нарушений Закона о контрактной системе не представляется возможным, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе закупок не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 26 августа 2022 г. N 009/06/99-38/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022