Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителя Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканский перинатальный центр" (далее - заказчик), в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный центр" (далее - заявитель, ООО "Утилизационный центр") действующей на основании доверенности от 18.09.2022 Nб/н, надлежащим образом извещенных уведомлением N2207-3/4 от 24.08.2022, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Утилизационный центр", рассмотрев жалобу ООО "Утилизационный центр" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0379200010322000050 "Оказание услуг транспортированию медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием для нужд РГБЛПУ РПЦ" (далее - аукцион, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Утилизационный центр" на действия заказчика при проведении аукциона.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст.105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов жалобы сводится к следующему.
1. В извещении о проведении электронного аукциона, а также в Техническом задании отсутствуют сведенья о объемах подлежащих утилизации отходов, так же не указана цена за единицу.
2. Заказчиком в объект закупки включены товары, функционально и технологически не связанных между собой.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в описание объекта закупки.
Рассмотрение жалобы ООО "Утилизационный центр" Комиссией состоялось 29 августа 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Утилизационный центр", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителей заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
15.08.2022 в 12:58 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован электронный аукцион N0379200010322000050 "Оказание услуг транспортированию медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием для нужд РГБЛПУ РПЦ" (извещение о проведении аукциона - 15.08.2022 в 12:58 ч.) для неограниченного количества участников путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 3 366 522,00 рублей.
В извещении о проведении электронного аукциона предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 15.08.2022; Дата и время окончания срока подачи заявок - 23.08.2022; Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги- 23.08.2022; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -24.08.2022.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе информация извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
При этом, в нарушение требований пп. 6,7 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе Извещение о проведении Конкурса, в том числе описание объекта закупки, не содержит информации об объемах подлежащих утилизации отходов, так же отсутствует информация о единице измерения.
Учитывая изложенное, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России, приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 6, 7 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Предметом проводимой закупки, является "Оказание услуг транспортированию медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием для нужд РГБЛПУ РПЦ".
В отношении закупаемых услуг Заказчиком установлен код ОКПД2 38.22.29.000 "Оказание услуг по транспортированию медицинских отходов с территории учреждения специализированным автотранспортом с последующим их обезвреживанием".
Техническое задание отражено заказчиком в файле "Описание объекта закупки(2).docx)".
Так, вышеуказанное задание содержит, в том числе, следующие условия:
"Целями данной закупки является организация системы обращения с медицинскими отходами (в т.ч. обезвреживание медицинских отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.";
"6.3.1. Использовать при оказании услуг товары, характеристики которых указаны в Приложении N1 к Техническому заданию."
"6.3.2. Осуществлять вывоз медицинских отходов с мест временного хранения учреждения в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ по графику, согласованному с Заказчиком".
П.1.3.4., Приложения N2 к Техническому заданию, так же установлено, что исполнитель обязан осуществлять обезвреживание медицинских отходов в строгом соответствии с требованиями экологического и санитарного законодательства.
Требования к дезинфицирующим средства установлены в позиции 15-23 (позиция N15 - "Средство дезинфицирующее на основе перекиси водорода, ЧАС, поверхностно-активных веществ и вспомогательных компонентов"; позиция N16 - "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС +Третичный амин + Гуанидин+ Поверхностно-активные вещества (ПАВ) + Вспомогательные компоненты"; позиция N17 - "Дезинфицирующее средство с содержанием ЧАС и функциональных добавок"; позиция N18 - "Средство дезинфицирующее на основе композиции: ЧАС+СПИРТЫ+ ГУАНИДИН+ ТРЕТИЧНЫЙ АМИН+(ПАВ)"; позиция N19 - "Средство дезинфицирующее на основе композиции: алкилдиметилбензиламмоний хлорид + N-(3-аминопропил)-N-додецилпропан-1,3-диамин) + лимонная кислота, неионогенный ПАВ + функциональные добавки"; позиция N20 - "Средство дезинфицирующее хлорсодержащее (выделяющее активный хлор); позиция N21 - "Средство дезинфицирующее - кожный антисептик"; позиция N22 - "Средство дезинфицирующее - кожный антисептик"; позиция N23 - "Дезинфицирующее средство на основе композиции ЧАС+АЛЬДЕГИД, глутарового альдегида, глиоксаля, дидецилдиметиламмония хлорида").
Обращение с медицинскими отходами регулирует СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Согласно п. 163 СанПиН 2.1.3684-21 система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы; размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
Таким образом, указанные виды деятельности относятся к сфере услуг по обращению с медицинскими отходами.
1- ый этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) Фармацевтическую деятельность осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения. Именно на этом этапе Заказчику необходима одноразовая и многоразовая тара (контейнеры, пакеты, емкости и т.д.). Обращаем внимание, что медицинские отходы в медицинских организациях образуются ежедневно. Указанные товары необходимы Заказчику ежедневно. В случае перерыва между завершенным и новым государственными контрактами даже в несколько дней, Заказчику некуда будет собирать медицинские отходы. В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 Заказчик может собирать такие отходы только в специальные емкости, контейнеры и пакеты. Если их нет, то как производить 1 этап обращения с отходами? Это потребность исключительно Заказчика, к которой Исполнитель не имеет отношения. Заказчик обязан закупать такой товар отдельно, чтобы не нарушать непрерывное функционирование собственной медицинской организации, в противном же случае это повлечет нарушение санитарно-эпидемиологического и экологического законодательства РФ. В случае окончания Контракта и по какой-то причине задержки нового Контракта Заказчик не сможет собирать отходы, соответственно, не сможет вести свою деятельность, оказывать услуги населению, пациентам и т.д.
2- ой этап - перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы также осуществляется только работниками медицинской организации. Исполнитель не имеет к нему никакого отношения.
3- ий этап - обеззараживание (обезвреживание) отходов подразумевает проведение работниками медицинской организации обеззараживания (обезвреживания) отходов для подготовки их к 4 этапу. Транспортировать медицинские отходы классов Б и В запрещено без предварительного обеззараживания (обезвреживания). На данном этапе по-прежнему принимает участие только медицинская организация.
4- ый этап - транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы. Именно на этом этапе при централизованном методе утилизации медицинских отходов вступает Исполнитель. В данном случае, Заказчик использует именно централизованный метод. Исполнитель принимает у Заказчика (медицинской организации) отходы, транспортирует их к месту, где будет производится 5 этап.
5- ый этап - размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов. Этот этап также осуществляется только Исполнителем при централизованном методе утилизации.
Из приведенного списка этапов в соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 и их детального рассмотрения следует, что существуют этапы, которые не имеют никакого отношения к Исполнителю и его деятельности по приему, транспортированию, размещению, обезвреживанию или утилизации медицинских отходов, но именно такими этапами предусмотрено использование товаров, которые Заказчик считает сопутствующими. Из всего выше перечисленного видно, что такие товары не связаны функционально и технологически с услугами по организации централизованного сбора, транспортировки и утилизации медицинских отходов, а именно такую услуг закупает Заказчик.
Товары установленные заказчиком в техническом задании, по позиции 15-23, необходимы заказчику для непрерывного функционирования его организации, что делает поставку таких товаров отдельной закупкой.
Таким образом, Заказчик объединил в один лот услуги и поставку товара в электронном аукционе функционально и технологически не связанных между собой, что может привести к ограничению Участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, которые выразились в установлении при описании объекта закупки требований, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В ходе заседания Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России установлено, что на участие в рассматриваемой закупке подано 2 (две) заявки, которые допущены к участию в аукционе.
Снижение по результатам аукциона составило 29,24%.
Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленные нарушения повлияли на права и законные интересы участников закупки и повлияли на результаты закупки.
Исходя из изложенного, Карачаево-Черкесского УФАС России в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
Решила:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Утилизационный центр" обоснованной.
2. Признать в действиях Республиканского государственного бюджетного лечебно-профилактического учреждения "Республиканский перинатальный центр" нарушения п. 6, 7 ч. 1 ст. 42, п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N44 -ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КЧР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 29 августа 2022 г. N 009/06/106-81/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022