Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителя Филиала "Верхнекубаньводхоз" (далее - заказчик) действующего на основании доверенности Nб/н от 25.08.2022 года, в присутствии представителя Общество с ограниченной ответственностью "Аква-Азимут" (далее - заявитель, ООО "Аква-Азимут") Арслановой Д.Р., действующей на основании доверенности от 25.08.2022 года Nб/н, надлежащим образом извещенных уведомлением N2215-3/7 от 24.08.2022 г., в том числе публично путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Аква-Азимут",
рассмотрев жалобу ООО "Аква-Азимут" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0379400000522000032 "Расчистка русла р.Кума в ст.Александрийская Георгиевского района Ставропольского края" (далее - конкурс, закупка) дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, с целью недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, руководствуясь ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России N727/14 от 19 ноября 2014 г., а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе,
Установила:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "" на действия заказчика при проведении конкурса.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных ст.105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов жалобы сводится к следующему.
1. Заявитель считает, что работы, предусмотренные извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, проектной документацией не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
2. Требование заказчика, о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительство, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства является излишним и приводит к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, заявитель просит приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу и признать ее обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.
Уведомлением были извещены представители заказчика, Оператора электронной площадки - "ТЭК-Торг", в том числе ООО" об отсутствии необходимости присутствия представителей на заседании Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС, вместе с тем, сторонам было предложено принять участие в рассмотрении жалобы ООО "дистанционно, с использованием программного обеспечения TrueConf, соответствующие инструкции были направлены сторонам.
26 августа 2022 года от заказчика представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы ООО "", согласно которым заказчик действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Аква-Азимут" необоснованной.
Рассмотрение жалобы ООО "Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России состоялось 29 августа 2022 и 30 августа 2022 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "", проанализировав письменные пояснения, представленные заказчиком, выслушав представителя заказчика, изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
11.08.2022 в 10:18 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru заказчиком опубликован открытый конкурс в электронной форме N0379400000522000032 "Расчистка русла р.Кума в ст.Александрийская Георгиевского района Ставропольского края"" (извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме - 11.08.2022 в 10:18 ч.) для неограниченного круга лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и документы в электронной форме с начальной (максимальной) ценой государственного контракта - 34 250 400,00 рублей.
В извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 11.08.2022 в 10:18 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 25.08.2022 09:00 ч. Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 26.08.2022; Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 29.08.2022.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
Часть 1 ст.8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
По мнению Заявителя, работы, предусмотренные извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, проектной документацией, не относятся к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме N0379400000522000032, проектной документации, объектом закупки является "Расчистка русла р. Кума в ст.Александрийская Георгиевского района Ставропольского".
В соответствии с частью 1 статьи 61 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК) проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями водного законодательства, законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.
При этом, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N308-КГ15-4177 работы по расчистке русел рек отнесены к числу работ на объектах капитального строительства.
Согласно ч. 1 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительного кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Письму Минстроя России от 11.07.2018 N30418-АС/08 "Об объектах капитального строительства": с учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
Отнесение рек к линейным объектам при проведении на них предусмотренных частью 1 статьи 61 ВК работ также находит подтверждение и в судебной практике (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2018 NФ10-6046/2017 по делу NА36-9299/2016).
Пунктом 10.1 статьи 1 ГрК определено, что линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с п.10 ст.1 ГрК объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
При этом, согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 июля 2018 года N30418-АС/08 к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты. Указанная позиция отражена в решении Московского УФАС России от 9 декабря 2020 года по делу N 077/06/106-21357/2020, согласно которому: "...работы, требуемые к выполнению в рамках расчистки русла... относятся к работам капитального характера в отношении объекта капитального строительства".
Согласно локально-сметному расчету (смета) N 08-01-01, который представлен в составе проектной документации указано, что одним из видов работ, которые необходимо произвести, является укладка трубопроводов в подводную траншею протаскиванием по дну в речных условиях, диаметр трубопроводов: до 1400 мм.
В соответствии пп. 5 п. 3 ст. 11, ст. 51.2 ВК к числу линейных объектов отнесены также мосты, подводные и подземные переходы, трубопроводы, подводные линии связи; в соответствии п. 1 ст. 11 ФЗ "О концессионных соглашениях" предусмотрено, что к линейным объектам относятся трубопроводы, подводные линии связи; в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 7 ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" относит к линейным объектам дороги, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
На основании вышеизложенного, перечень работ необходимый к выполнению по условиям проектной документации, являющиеся, отнести к работам на линейном объекте капитального строительства.
Хотелось бы также отметить, что помимо видов работ, которые необходимо произвести, отнесение р. Кума в ст.Александрийская Георгиевского района Ставропольского края, к линейному объекту, в данном случае, также подтверждается и самой Проектной документацией, а также положительным заключением экспертизы N26-2-1-2-052314-2022 от 29.07.2022 выданное Обществом с ограниченной ответственностью "ИМХОТЕП".
На основании изложенного, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России приходит к выводу, что объектом выполнения работ, является линейный объект капитального строительства.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседание не представил в жалобе доказательств, подтверждающие обоснованность довода и свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России признает довод жалобы необоснованным.
2. Согласно доводу Заявителя, требование Заказчика о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительство, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, является излишним и приводит к необоснованному ограничению количества потенциальных участников закупки.
В соответствии с п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
На основании ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В силу ч.2 ст.52 ГрК работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с ч.2.1 ст.52 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Согласно ч.1 ст.55.8 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме к участникам закупки установлено следующее требование: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства* Минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 55.16 ГрК, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями ч. 3 ст.55.16 ГрК. Уровень ответственности члена саморегулируемой организации должен быть не ниже предложения участника закупки о цене контракта. *за исключением случаев, перечисленных в ч.2.1 и 2.2. ст. 52 ГрК".
Согласно извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме N0379400000522000032, проектной документации, объектом закупки является "Расчистка русла р. Кума в ст.Александрийская Георгиевского района Ставропольского".
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2015 N308-КГ15-4177 работы по расчистке русел рек отнесены к числу работ на объектах капитального строительства.
Согласно ч.1 ст.52 ГрК строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется Градостроительного кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно Письму Минстроя России от 11.07.2018 N30418-АС/08 "Об объектах капитального строительства": с учетом комплексного толкования норм законодательства Российской Федерации к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты.
Отнесение рек к линейным объектам при проведении на них предусмотренных частью 1 статьи 61 ВК работ также находит подтверждение и в судебной практике (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 19.02.2018 N Ф10-6046/2017 по делу NА36-9299/2016).
Согласно Письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 июля 2018 года N30418-АС/08 к объектам капитального строительства относятся, в том числе линейные объекты. Указанная позиция отражена в решении Московского УФАС России от 9 декабря 2020 года по делу N077/06/106-21357/2020, согласно которому: "...работы, требуемые к выполнению в рамках расчистки русла... относятся к работам капитального характера в отношении объекта капитального строительства".
Изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии Карачаево-Черкесского УФАС России не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
Решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аква-Азимут" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 31 августа 2022 г. N 009/06/106-82/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022