Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Лыкова И.Г.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - Маглатова О.А.,
от Заявителя -Попова Г.А., Саламатина Е.К.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и КЧР" на действия заказчика - ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" ФС по Надзору в Сфере защите прав и потребителей и благополучия человека" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона форме N 0121100006922000169 "Оказание услуг по проведению испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических), измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды для обеспечения государственных нужд ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора".
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее:
В извещении N 0121100006922000169 об осуществлении закупки услуг по проведению испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических), измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды для обеспечения государственных нужд ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора заказчиком установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N44-ФЗ:
Наличие у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Требование установлено в соответствии с п. 45 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Установление Заказчиком требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях не правомерно и ограничивает участие лиц, имеющих разрешающие документы на оказание услуг в области проведения испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических), измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды по следующим основаниям:
В Российской Федерации подлежит лицензированию деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (подп. 45 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"). При этом предусмотрено исключение: не лицензируется подобная деятельность, осуществляемая в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства или реконструкции объектов капитального строительства.
Во исполнение указанного федерального закона, Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2020 г. N 1845 было утверждено Положение о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства). В пункте 2 Положения указаны работы (услуги) выполняемые при осуществлении деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. Работы (услуги) которые определены как предмет настоящей закупки "Оказание услуг по проведению испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических), измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды" не предусмотрены в пункте 2 данного Положения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (далее - Закон N 113-ФЗ), в которой под мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Соответственно, в случаях, когда деятельность Испытательной лаборатории не преследует целей долгосрочного наблюдения за состоянием природного объекта и происходящими в нем природными явлениями, оценки и прогноза состояния окружающей среды - такая деятельность не является деятельностью по мониторингу состояния окружающей среды и не подлежит лицензированию.
Следует учитывать, что проведение анализа предоставленных образцов не равнозначно получению результатов об уровне их загрязнения. Получаемые результаты носят количественный характер (выявление фактического значения присутствия конкретного элемента в образце), и не содержат комплексный вывод о степени загрязненности объекта, его соответствии или несоответствии установленным требованиям.
В соответствии с требованиями п. 5 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 54887-2011 "Руководство по добросовестной практике для контрольных испытаний продукции (для испытательных лабораторий и испытательных центров)" (утв. приказом Росгидромета от 22 декабря 2011 г. N 1659-ст) оформляемый Испытательной лабораторией Протокол испытаний должен содержать необходимые сведения о применяемых методах, средствах и условиях испытаний. Результаты испытаний, изложенные в протоколе, должны быть четкими, ясными, не допускающими разночтения и неверной трактовки, а также содержать ссылки на нормативные документы, в соответствии с которыми проводились испытания. Каких-либо выводов о степени загрязнения исследуемого образца такой протокол не содержит и по действующим правилам не может содержать.
Действующий ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" не будет обязательного включения в протокол значений норм из ТУ, стандартов, ПДК и аналогичных документов, устанавливающих допустимые лимиты присутствия какого-либо элемента в образце. Не обязательным является и включение в протокол испытаний каких-либо выводов, мнений или толкований. Но даже если такие выводы протокол содержит - это не равнозначно заключению о соответствии.
Вывод о степени загрязнения исследуемого образца может быть сделан как на основании одного протокола испытаний, так и их совокупности, в том числе на основании протоколов, полученных по результатам разных испытаний от разных лабораторий. Достаточно часто, для получения подобного вывода предусмотрена определенная расчетная или иная процедура, выполняемая по определенному, утвержденному в соответствующем документе алгоритму. Все эти действия, выполняются, как правило, уже вне стен Испытательной лаборатории и не ее персоналом.
Таким образом, для осуществления испытательной лабораторией деятельности направленной на определение соответствия качества воздуха требованиям нормативных документов (включая, например, требования Гост Р 56165-2014 "Качество атмосферного воздуха" и др.) вполне достаточно факта аккредитации Испытательной лаборатории в национальной системе аккредитации, что подтверждается аттестатом аккредитации.
Также следует учитывать, что одним из обязательных условий для обладателя лицензии на определение уровня загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха является обязательная передача лицензиатом информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в соответствии со ст. 16 Федерального закона N 113-ФЗ от 19.07.1998 г. "О гидрометеорологической службе".
Таким образом, можно сделать выводы, об отсутствии необходимости обязательного получения лицензии на определение уровня химического загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха в случаях, если целью выполняемых работ или оказываемых услуг является:
производственный контроль и проведение лабораторных исследований;
забор проб и их количественный химический анализ в целях производственного экологического контроля (контроля за изменением состояния природного объекта в результате воздействия на него предприятием), для последующего представления полученных результатов в государственный орган, осуществляющий государственный мониторинг водных объектов.
При этом наименование объекта закупки, и техническое задание не содержат указание, что требующиеся заказчику услуги по проведению испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических), измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды необходимы ему именно для цели последующего определения уровня загрязнения атмосферного воздуха.
На основании вышеизложенного установлено, что заказчик нарушил требования ст. 33, ст. 42 Закона N44-ФЗ и не правомерно установил требование к участникам иметь в наличии лицензию в области метрологии и смежных в ней областях.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Ставропольском крае, Республике Ингушетия и КЧР" на действия заказчика - ФКУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" ФС по Надзору в Сфере защите прав и потребителей и благополучия человека" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона форме N 0121100006922000169 "Оказание услуг по проведению испытаний, исследований (в том числе микробиологических и радиологических), измерений и анализов (включая отбор проб) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, отходов, компонентов окружающей среды для обеспечения государственных нужд ФКУЗ Ставропольский противочумный институт Роспотребнадзора" - обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлены нарушения ст. 33, ст. 42 Закона N44-ФЗ , в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Е.А. Соколов
И.Г. Лыков
Члены комиссии
Е. В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 августа 2022 г. N 026/06/106-1585/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022