Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневская Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б. Ш.
в присутствии представителей по средства программы по средства программы "trueconf":
от заказчика - Воронцова Н.В., Колонда О.В.,
от ООО "ГРАНД-СТРОЙ" - Хусаинова Н.Ш.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из ФГБУ "Национальный медицинский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения РФ поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Гранд-Строй" по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0321400003322000039 "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли общественного корпуса и кровли бойлерной Санатория "Россия" - НКФ ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Гранд-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
По результатам проведения аукциона в электронной форме N N 0321400003322000039 "Выполнение работ по капитальному ремонту кровли общественного корпуса и кровли бойлерной Санатория "Россия" - НКФ ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России" победителем признано ООО "Гранд-Строй".
Порядок заключения контрактов регулируется требованиями статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
28.06.2022 г. между заказчиком и ООО "Гранд-Строй" заключен контракта N 39А39Р22 на "выполнение работ по капитальному ремонту кровли общественного корпуса и кровли бойлерной Санатория "Россия" - НКФ ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России" (реестровый номер N 1770404028122000363).
В соответствии с п. 1.1. контракта, в порядке предусмотренном настоящим контрактом, подрядчик обязуется обязуется выполнить по заданию Заказчика работы по объекту: "Капитальный ремонт кровли общественного корпуса и кровли бойлерной Санатория "Россия" - НКФ ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России" (далее - работы) согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту), Проектно-сметной документации (Приложение N 3 к Контракту) в срок, установленный Графиком выполнения капитального ремонта (Приложение N 2 к Контракту) (далее - График), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта и передать их Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащего качества выполненные работы в порядке и размере, установленном настоящим контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта Цена Контракта составляет 16 861 778,70 руб. (шестнадцать миллионов восемьсот шестьдесят одна тысяча семьсот семьдесят восемь) рублей 70 копеек, НДС не облагается на основании Налогового кодекса Российской Федерации.
(Начальная (максимальная) цена контракта 21 898 414,38 рублей).
Сроки выполнения работ установлены п. 4.1 контракта следующим образом:
Выполнение работ Подрядчиком осуществляется в соответствии с Графиком (Приложение N 2), в сроки:
- начало выполнение работ: с даты заключения контракта.
Работы по заключенному контракту должны быть выполнены в течение 120 (ста двадцати) календарных дней. Подрядчик имеет право на досрочное выполнение работ.
Исходя из п. 4.1 сроки выполнения работ составляют до 28 октября 2022 г.
22 июля 2022 года в ЕИС было размещено решение заказчика об одностороннем отказа от исполнения заключенного контракта, согласно тексту решения:
"_22 июля 2022 года подрядчик не приступил к выполнению работ по капитальному ремонту кровли общественного корпуса и кровли бойлерной Санатория "России" - НКФ ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России в регламентированный контрактом в срок, а именно отсутствует на объекте капитального ремонта, объект не обеспечен строительными материалами, подготовительная работа не проведена, что подтверждается докладными записками актами инженера (по надзору за строительством) Лобановой О.В. _".
Вместе с тем, исходя из материалов и обстоятельств дела подрядчик приступил к выполнению работ еще до подписания контракта сторонами:
А именно 16 июля 2022 года в адрес заказчика было направлено письмо N 31/22 с просьбой предоставить допуск на объект сотрудникам подрядчика.
Для исполнения условий заключенного контракта, подрядчиком были приняты меры по поиску поставщиком товара, необходимого для выполнения работ по контракту и указанному в сметной документации.
При этом у подрядчика возникли сложности, ввиду отсутствия на рынке некоторых сметных позиций.
30 июня 2022 года в адрес заказчика было направлено письмо N 33/22, в котором заказчик был уведомлен о необходимости согласования отсутствующего материала, а также внесения изменений в сметную документацию по следующим причинам:
1). Недостатки сметной документации
2). Отсутствие материла техноруф Н25 (снят с производства)
3). Отсутствие материала Geberit (нет поставок).
ООО "ГРАНД СТРОЙ" приступил к выполнению контракта, а именно обществом сделаны подготовительные работы, предусмотренные графиком выполнения работ.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
По мнению заказчика подрядчик не приступил к работам в установленный контрактом срок, заказчик пришел к выводу о нарушении подрядчиком п. 1.4 контракта, намеренном затягивании подрядчиком сроков выполнения работ и невозможности окончания работ к установленному сроку.
Вместе с тем, заказчиком на рассмотрении дела не представлено доказательств свидетельствующих о том, что Общество намеренно затягивает сроки выполнения работ по контракту, а также не представлено доказательств, говорящих, о том что подрядчик выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
На момент рассмотрения данного дела, а именно 30.08.2022 г. указанные выше документы отсутствует в материалах дела, Комиссий Управления не представляется возможным определить то, что Подрядчик не выполнит работы к установленному сроку, поскольку срок окончания работ приходится на 28 октября 2022 года.
Так, согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила комиссия:
В силу пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" со стороны ООО "ГРАНД СТРОЙ" были приняты меры для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании вышеизложенного, видно ООО "ГРАНД СТРОЙ" после заключения контракта принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта - на рассмотрение дела ООО "ГРАНД СТРОЙ" предоставлены документы (переписка) с заказчиком, а также выполнены подготовительные работы, согласно графика работ по контракту.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона N44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений ст. 104 ФЗ Закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (ч. 9 ст. 104 Закон N44-ФЗ).
В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России, проведя оценку действий ООО "ГРАНД СТРОЙ", приходит к выводу о совершении Исполнителем необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "ГРАНД СТРОЙ" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании пп. в) п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Гранд-Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "ГРАНД СТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Е. А. Соколов
Члены Комиссии
Е.В. Вишневская
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 30 августа 2022 г. N 026/10/104-1599/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022