Резолютивная часть объявлена 24.08.2022 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 29.08.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
А.Н. Хлусова - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области): В.А. Мужаева (по доверенности);
заказчика - управления имущественных и земельных отношений Администрации Гурьевского муниципального округа: С.Е. Бычковой (по доверенности);
рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области) (вх. N 6348/22 от 18.08.2022) на действия заказчика - Администрации муниципального образования "Гвардейский муниципальный округ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку государственных знаков почтовой оплаты (марок почтовых) (извещение N 0135300010022000063)(далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 18.08.2022 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, Заказчиком при проведении Аукциона допущено нарушение части 1 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, поскольку знаки почтовой оплаты не могут являться самостоятельным объектом закупки, не имеют самостоятельных потребительских свойств, а направлены на удовлетворение потребности Заказчика в оказании услуг почтовой связи, осуществляемых путем пересылки почтовых отправлений АО "Почта России".
Поскольку знаки почтовой оплаты (маркированные конверты с литерой "А") приобретаются как документы, которыми заказчик намеревается подтвердить оплату услуги универсальной почтовой связи, оказываемой АО "Пота России", то закупка должна осуществляться у единственного поставщика по правилам пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе как услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы Заявителя и пояснил, что действия Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона соответствуют действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее
11.08.2022 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0135300010022000063 с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 114 000,00 рублей.
Статьей 6 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Как установлено пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Приложением "Описание объекта закупки (техническое задание)" извещения о проведении Аукциона установлено, в том числе, следующее:
1. Наименование и описание объекта закупки, количество товара.
1.1. Наименование объекта закупки: поставка государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок).
1.2. Описание объекта закупки:
N |
Наименование объекта закупки |
КТРУ /ОКПД2 |
Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Требования к показателям. |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
|||||
1 |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
1 |
шт |
6000 |
| ||||||
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
|||||
2 |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
2 |
шт |
4000 |
Самоклеющаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
|||||
3 |
Государственный знак почтовой оплаты (марка почтовая) |
58.19.14.110 |
Номинал, руб. |
25 |
шт |
4000 |
Самоклеящаяся основа (с контактным клеем, которому не требуется увлажнения для прилипания к бумаге), на снимающейся бумажной подложке |
Наличие |
Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.
Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утверждено Приказом Минсвязи РФ от 26.05.1994 N 115 (далее - Положение).
По пунктам 1.1., 1.2, 1.5, 3.2 Положения знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.
Организация издания и распространения знаков почтовой оплаты осуществляется Федеральным управлением почтовой связи (ФУПС) при Министерстве связи Российской Федерации в соответствии с Положением о Федеральном управлении почтовой связи, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14.08.93 N 798.
Непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско-торговым центром "Марка" Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
Номиналы знаков почтовой оплаты соответствуют тарифам на услуги почтовой связи, действующим на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.3 Положения продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.
Из пункта 4 Приказа Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 N 115 следует, что его положения распространяются на государственные учреждения, предприятия и организации почтовой связи.
Действующим законодательством, в том числе Положением, не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны учреждений Федеральной почтовой связи, в связи с чем любое физическое или юридическое лицо имеет возможность приобрести соответствующие знаки у названных учреждений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком при осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), а также услуг центрального депозитария.
В силу статьи 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии
Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Под почтовой связью в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам; услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; почтовые отправления - адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты; операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.
Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, которое разработано в целях реализации Федерального закона "О связи", предусматривающее цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации.
Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи" (пункт 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637).
В силу пункта 1 "Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.
Из вышеизложенного следует, что Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе только на услуги, указанные в перечне услуг общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637.
Вместе с тем поставка (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертом, почтовых карточек) не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется государственное регулирование тарифов, следовательно, не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в частности, АО "Почта России" (УФПС Калининградской области).
Как установлено Комиссией для определения начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком использован методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), а именно, проведен мониторинг ценовой информации поставщиков товаров, являющихся объектом закупки, информация о которых имеется в свободном доступе, а также осуществлен поиск ценовой информации в реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru. Предметом контрактов, использованных Заказчиком в качестве источника информации (реестровой номер 1272112203022000073; 1282100098122000013; 1526228041022000127) , является поставка знаков почтовой оплаты - почтовых марок, а не оказание услуг общедоступной почтовой связи.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что поскольку предметом контракта по результатам Аукциона является самостоятельная поставка знаков почтовой оплаты (марок почтовых) для нужд Заказчика, которая не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637, в рассматриваемом случае у Заказчика отсутствовали правовые основания для осуществления закупки с указанным объектом у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
При этом Комиссия обращает внимание, что заказчик самостоятельно принимает решение об осуществлении закупки исходя из своих потребностей и выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом предмета закупки и требований и ограничений, установленных Законом о контрактной системе.
Кроме того, согласно протоколу N 0135300010022000063 подведения итогов определения поставщика от 23.08.2022 на участие в Аукционе подано 2 (две) заявки, в том числе подана заявка Заявителем (идентификационный номер заявки 73), которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
По результатам проведения Аукциона победителем признано АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области) с предложением о цене контракта 114 000,00 руб.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае в действиях Заказчика при формировании извещения о проведении Аукциона, в том числе в части описания объекта закупки, отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе. Довод жалобы является необоснованным.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Почта России" (в лице УФПС Калининградской области) необоснованной.
Председатель Комиссии: |
|
Н.С. Иванова |
Члены Комиссии: |
|
Ю.А. Зацепина
А.Н. Хлусова
|
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 29 августа 2022 г. N 039/06/24-742/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022