Резолютивная часть оглашена
24.08.2022 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение департамента управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, Заказчик) о включении сведений об ООО "Лагерта" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: Выполнение работ по текущему ремонту 3 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, расположенных по адресам: г. Самара, Кировский район, пр. Карла Маркса, дом N 464, кв. 30, ул. Свободы, дом N 228, кв. 6, ул. Ташкентская, дом N 145, кв. 6 (извещение N 0342300000121001488, начальная (максимальная) цена контракта - 1 581 417,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение Департамента о включении сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Подрядчик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
15.11.2021 между Заказчиком и Обществом на основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 29.10.2021 N0342300000121001488-3 заключен контракт на выполнение работ по текущему ремонту 3 жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности городского округа Самара, расположенных по адресам: г. Самара, Кировский район, пр. Карла Маркса, дом N 464, кв. 30, ул. Свободы, дом N 228, кв. 6, ул. Ташкентская, дом N 145, кв. 6 (далее - Контракт).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3. Контракта контракт может быть, расторгнут по соглашению Сторон, решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в одностороннем порядке по решению Заказчика в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями нормативных документов, государственных стандартов Российской Федерации, условиями настоящего контракта, а Заказчик принимает надлежащим образом выполненные работы и оплачивает их в соответствии с условиями Контракта.
Срок выполнения работ - со дня заключения контракта в срок не позднее 01.12.2021.
Документы о частичном выполнении работ по форме КС-2, КС- 3 в жилых помещениях, расположенных по адресам: г. Самара, Кировский район, пр. Карла Маркса, дом N 464, кв. 30, ул. Свободы, дом N 228, кв. 6, ул. Ташкентская, дом N 145, кв. 6 представлены в Департамент 27.12.2021.
Согласно письму ООО "ЛАГЕРТА" от 24.12.2021 Подрядчик гарантировал исполнение принятых обязательств в срок до 01.03.2022, однако работы в указанный срок не выполнены.
По адресу г. Самара, ул. Свободы, дом N 228, квартира N 6, были осуществлены выезды сотрудниками Департамента с целью принятия работ по текущему ремонту жилого помещения, согласно полученным уведомлениям от ООО "Лагерта":
1. 13.04.2022, при приемке работ были выявлены недостатки, о чем составлен акт в котором отображены недостатки, по результатам выезда направлено требование в адрес подрядной организации об устранении выявленных нарушений и замечаний;
2. 22.04.2022, при приемке работ были выявлены недостатки, о чем составлен акт в котором отображены недостатки, по результатам выезда направлено требование в адрес подрядной организации об устранении выявленных нарушений и замечаний.
Выездом на место по указанному адресу 26.04.2022 было установлено, что подрядной организацией ООО "ЛАГЕРТА", выявленные ранее недостатки устранены, работы по текущему ремонту помещения выполнены.
Документы о выполнении работ в жилом помещении по адресу; г. Самара, ул. Свободы, дом N 228, квартира N 6, представлены 27.04.2022.
В адрес ООО "ЛАГЕРТА" направлена претензия от 13.05.2022 (исх. N 115-07- 34/19069) о ненадлежащем исполнении контракта, начислена неустойка, однако ответ на претензию в адрес Департамента не поступил. |
Гарантийным письмом от 03.06.2022 ООО "ЛАГЕРТА" установлен новый гарантийный срок - до 30.06.2022.
По состоянию на 17.06.2022 работы по муниципальному контракту не выполнены. Документы о выполнении работ по адресу: ул. Ташкентская, дом N 145, квартира N 6, в Департамент не поступали. Документы о выполнении работ по адресу: г. Самара, пр. Карла Маркса, дом N 464, дом N 30 направлены в Департамент 10.06.2022.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание, что Подрядчик не выполняет принятые по контракту обязательства, в том числе по направленным в адрес Заказчика гарантийным письмам, учитывая наличие оснований, предусмотренных п.2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 12.3., 12.4. муниципального контракта N К-303 от 15.11.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
05.07.2022 в адрес Департамента поступило уведомление о приемке выполненных работ по адресу: г. Самара, ул. Ташкентская, дом N 145, квартира N 6.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе принято решение об отмене не вступившего в силу решения от 17.06.2022 об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
По адресу г. Самара, ул. Ташкентская, дом N 145, квартира N 6, были осуществлены выезды сотрудниками Департамента с целью принятия работ по текущему ремонту жилого помещения, согласно полученным уведомлениям от ООО "ЛАГЕРТА":
1. 05.07.2022, при приемке работ были выявлены недостатки, о чем составлен акт в котором отображены недостатки, представитель ООО "ЛАГЕРТА" с актом ознакомлен.
2. 08.07.2022, при повторной приемке работ были выявлены недостатки, о чем составлен акт в котором отображены недостатки, представитель ООО "ЛАГЕРТА" с актом ознакомлен.
3. 18.07.2022, при повторной приемке работ установлено, что ранее выявленные недостатки не устранены, о чем составил акт, по результатам выезда направлено требование в адрес подрядной организации об устранении выявленных нарушений и замечаний в срок до 29.07.2022. По состоянию на 04.08.2022 уведомлений о готовности к сдаче работ в адрес Департамента не поступало.
В связи с изложенным, Заказчиком 04.08.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно части 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 1 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с частью 2 статьи 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта размещено в ЕИС 04.08.2022.
04.08.2022 направлено в адрес ООО "ЛАГЕРТА" посредством почтового уведомления (заказное письмо с уведомлением исх. от 04.08.2022 N 15-07-34/31245), а также на электронную почту (e-mail: n.yushkova@samsmeta.ru) Общества.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 15.08.2022.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, просрочка исполнения обязательств со стороны Общества в части сроков выполнения работ вызвана затягиванием приемки выполненных работ со стороны заказчика и отказа от оплаты выполненных работ, что фактически привело к отсутствию финансов для продолжения выполнения работ.
Однако, приведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестно поведения при исполнении Контракта.
На дату рассмотрения обращения Подрядчик работы в полном объеме не выполнил. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на завершение работ по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
Не может быть принят во внимание довод Общества о том, что причиной невыполнения в срок работ явилось отсутствие финансирования со стороны Заказчика, поскольку пунктом 2.4. Контракта определен следующий порядок оплаты: единовременно по факту выполнения работ в течение 15 рабочих дней путем перечисления денежных средств на банковский счет Подрядчика на основании подписанного сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ. Поэтапная оплата не предусмотрена.
Следовательно, согласно условиям контракта, работы оплачиваются Заказчиком единовременно после их выполнения на всех объектах, указанных в закупочной документации, контракте.
Общество, подавая заявка на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Лагерта" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно качественный и своевременный результат выполненных работ. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Следует отметить особую социальную значимость заключенного контракта, а именно тот факт, что вышеуказанные жилые помещения предназначены для граждан из социально незащищенных категорий.
Заказчик при рассмотрении обращения настаивал на включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ЛАГЕРТА" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЛАГЕРТА" (ИНН 6316264748, КПП 631601001, ОГРН 1206300024974, юридический адрес: 443045, г.Самара, Самарская область, ул.Печерская, д.20А, кв.440; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Юшкова Наталья Сергеевна (ИНН 631406885746)) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "ЛАГЕРТА", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России N РНП-63-340 от 24.08.2022
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
15.08.2022 |
17.08.2022 |
17.08.2022 |
0 |
17.08.2022 |
24.08.2022 |
24.08.2022 |
0 |
29.08.2022 |
29.08.2022 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 августа 2022 г. N РНП-63-340
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022