Резолютивная часть оглашена
24.08.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального района Красноярский Самарской области о включении сведений об "Аксиома" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением участника закупки от подписания контракта по объекту закупки: Проведение капитального ремонта здания ГБОУ СОШ с. Красный Яр находящегося в муниципальной собственности муниципального района Красноярский Самарской области (извещение N 0142300045522000033, начальная (максимальная) цена контракта - 2 332 388,40 руб.).
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, Общество не подписало в регламентированный срок проект контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение об уклонении участника закупки от подписания контракта и направлении сведений об "Аксиома" в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку факта уклонения, установила следующее.
08.08.2022 в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) размещено извещение N0142300045522000033.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.08.2022 NИЗК1 победителем признано "Аксиома".
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
Из части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе следует, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
15.08.2022 Заказчиком, в соответствии с Законом о контрактной системе в единой информационной системе был размещен проект контракта и направлен на подписание победителю.
В срок, установленный ч.3 ст. 51 Закона о контрактной системе, Общество не разместило на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и не разместило протокол разногласий.
18.08.2022 Заказчиком размещен в ЕИС Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 18.08.2022 NППУ20_1.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из письменных пояснений Общества следует, что ООО "Аксиома" является субъектом малого предприятия в категории "микропредприятие". Общество имеет сравнительно небольшой опыт участия в государственных закупок по Федеральному Закону N44 с 2021 года. По итогам закупок Общество заключило всего 11 контрактов, из которых исполнено 4 контракта в полном объеме и 7 контракта на исполнении. Настоящая закупка проводилась для субъектов малого предпринимательства. В соответствии с ч.3 ст.96 Закон о контрактной системе - Общество выбрало в качестве способа обеспечения контракта гарантию банка. 15.08.2022, с целью получения гарантии, Общество обратилось к банковскому агенту. 16.08.2022 от брокера получено письмо с указанием о необходимости подписания ссылки для оформления проекта независимой гарантии. Данная ссылка была сразу же подписана. 16.08.2022 от брокера получен проект гарантии для согласования с Заказчиком и в этот же день Общество направило проект независимой гарантии от банка ПАО "Промсвязьбанк" на электронную почту Заказчика для согласования. От Заказчика получено сообщение о соответствии проекта требованиям и согласовании гарантии, что подтверждается скриншотом.
16.08.2022 от брокера получен счет банка для оплаты комиссии за оформление гарантии. Общество сразу произвело оплату ПАО "Промсвязьбанк" вознаграждения за предоставление независимой гарантии в размере 9185, 00 руб., что подтверждается платежным поручением N47 от 16.08.2022, счетом от 16.08.2022.
Однако Общество ожидало, что банк предоставит независимую гарантию до конца рабочего дня, а так же писали брокеру, что срок подписания 16.08.2022, и Обществу она необходима сегодня.
Однако, по не понятной причине (без предоставления объяснения), банк затянул оформление гарантии, в связи с чем 16.08.2022 Общество так и не получило требуемый документ.
Оплатить обеспечение контракта деньгами Общество не могло в связи с отсутствием требуемой суммы денег на счету Общества в период времени с 15.08.2022 по 17.08.2022 (включительно), что подтверждается выписками со счетов. Именно по вышеуказанной причине Общество не смогло в регламентируемый срок получить готовую гарантию, для предоставления ее в счет обеспечения исполнения контракта и произвести подписание самого контракта.
Только 17.08.2022 банк сформировал гарантию, о чем было получено уведомление на электронную почту от брокера, а так же выписку из реестра гарантий.
Несмотря на окончании срока подписания контракта, Общество имея желание заключить все-таки контракт и исполнить его, 17.08.2022 направило Заказчику независимую гарантию N33356-2210. На это Заказчик в устной форме сообщил, что Обществом был пропущен регламентируемый срок заключения контракта, срок подписания контракта уже вышел.
Однако, 17.08.2022 от Оператора ЭТП было получено уведомление, в котором указывалось, об уклонении участника закупки от заключения контракта.
ООО "Аксиома" не имело умысла уклониться от заключения контракта по данной закупке. Допущенное нарушение срока подписания проекта контракта было ненамеренным и неумышленным, а является последствием действий банка, в рамках оформления независимой гарантии. Общество предприняло возможные действия, направленные на своевременное оформление гарантии и заключения настоящего контракта. При всей степени заботливости и осмотрительности Общество не могло предотвратить данное обстоятельство. Просили не включать в Реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении ООО "Аксиома" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием контрактов, заключенных на основании Закона о контрактной системе, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Комиссия Самарского УФАС России при вышеуказанных обстоятельствах не имеет достаточных оснований для включения информации об "Аксиома" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Информацию об "Аксиома" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 29 августа 2022 г. N РНП-63-344
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022