Резолютивная часть оглашена
29.08.2022 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ СО "Тольяттинская городская клиническая больница N2 имени В.В. Баныкина" о включении сведений об ООО "Медицинская компания "Надежда" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: Поставка медицинских изделий для государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N2 имени В.В. Баныкина" (извещение N 0142200001321019378, начальная (максимальная) цена контракта - 1 165 328,00 руб.).
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений о поставщике в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
21.09.2021 г. между государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области "Тольяттинская городская клиническая больница N2 имени В.В. Баныкина" и Обществом с ограниченной ответственностью "Медицинская компания "Надежда" по результатам проведенного аукциона был заключен контракт N3190-19378 на поставку медицинских изделий.
Согласно пункту 1.1. Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку медицинских изделий (далее - Товар) в соответствии с условиями Контракта, Спецификации (приложение N 1 к Контракту) и Технического задания (приложение N 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2. Контракта наименование, количество, характеристика, стоимость Товара указываются в Спецификации и (или) Техническом задании.
Пунктом 4.1. Контракта установлено, что место, сроки (период), порядок поставки и приема-передачи Товара, включая перечень документов по исполнению обязательств, предоставляемых Поставщиком, указываются в Техническом задании.
Из Технического задания следует, что поставка осуществляется с момента заключения Контракта в течение 10 календарных дней после получения заявки по 30 ноября 2022 года. Поставщик осуществляет поставку Товара только по заявке Заказчика в течение 10 (десяти) дней с момента ее получения в которой указывается ассортимент и количество Товара. Способ подачи заявки - посредством телефонной или факсимильной связи, или по электронной почте, указанной в Контракте. Заказчик вправе перед началом единовременной поставки или перед поставкой первой партии Товара направить Поставщику заявку на поставку образца Товара. Поставщик в срок, не превышающий 5 дней с момента подачи заявки Заказчиком, предоставляет по одному контрольному образцу каждого наименования и соответствующую сопроводительную документацию.
Заявка на поставку образцов была направлена Поставщику 21.09.2021 г. по электронной почте и почтой России. По состоянию на 29.09.2021 г. товар по заявке поставлен не был, о чем был составлен Акт.
В соответствии с п. 7.5 Контракта Поставщику, в связи с ненадлежащим исполнением им обязательств, предусмотренных Контрактом, была выставлена претензия с требованием об оплате штрафа по электронной почте и почтой России. В добровольном порядке штраф оплачен не был, поэтому взыскание было обращено на обеспечение исполнения контракта, в соответствии с разделом 8 Контракта.
04.10.2021 г. Поставщику по электронной почте и почтой России была направлена заявка на поставку товара.
Позже указанного в Контракте срока, а именно 04.10.2021 г. на склад Заказчика была осуществлена поставка образцов товаров. Поставленные образцы не соответствовали заявке на поставку образцов от 21.09.2021 г. и условиям Контракта (поставлено меньшее количество образцов, часть из которых не соответствовала техническим характеристикам). По этой причине товар принят не был, о чем 06.10.2021 г. был составлен соответствующий акт о ненадлежащем исполнении Контракта. Данный акт вместе с письмом об отмене заявки на поставку товара от 04.10.2021 г. был направлен Поставщику по электронной почте и почтой России.
25.11.2021 г. Заказчик по электронной почте и почтой России повторно направил заявку на поставку недостающих образцов и замену образцов с несоответствующими характеристиками.
По состоянию на 17.12.2021 г. товар по заявке поставлен не был, о чем составлен соответствующий Акт.
На основании п. 7.5 Контракта Поставщику 14.02.2022 г. была выставлена претензия с требованием об оплате штрафа за ненадлежащее исполнение им обязательств, предусмотренных Контрактом по электронной почте и почтой России. В добровольном порядке штраф оплачен не был, поэтому взыскание было обращено на обеспечение исполнения контракта, в соответствии с разделом 8 Контракта.
Заказчиком дважды предпринимались попытки расторгнуть Контракт по соглашению сторон. 19.10.2021 г. соглашение о расторжении Контракта с сопроводительным письмом было направлено по электронной почте и почтой России. 17.01.2022 г. соглашение о расторжении Контракта было повторно направлено Поставщику по электронной почте. Ответов от Поставщика на данные письма не поступало.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании части 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
10.08.2022 г. Заказчик с использованием единой информационной системы разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 22.08.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако ООО "МК "Надежда" указанным правом не воспользовалась, в установленный срок нарушения положений контракта не устранило.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обязательства, предусмотренные контрактом, ООО "МК "Надежда", не выполнены.
Вместе с тем, Комиссии Самарского УФАС России не удалось получить от Общества письменных пояснений относительно нарушения сроков исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "МК "Надежда" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "МК "Надежда" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Медицинская компания "Надежда" (ИНН: 6686034298, КПП 668601001, ОГРН 1136686030150, юридический адрес: 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, стр. 19, оф. 263; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: Чиркова Кристина Михайловна (ИНН 667018933904)) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Медицинская компания "Надежда", Чирковой Кристине Михайловне из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 сентября 2022 г. N РНП-63-352
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022