Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
в отсутствие представителей сторон (извещены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "Диомед" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Ордена "знак Почета" ПККБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для Перинатального центра (изв. N 0356200002022000864),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200002022000864 Заказчиком проводился электронный аукцион поставку расходного материала для Перинатального центра.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.08.2022 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 2 998 104,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 22.08.2022 г.
1. Заявитель полагает, что требования извещения ограничивают количество участников закупки и создают преимущественные условия определенному участнику торгов, так как позициям N5 и N6 Технического задания не соответствуют товары ни одного производителя, зарегистрированного на территории РФ.
2. Кроме того, Заявитель полагает, что Положения Инструкции по заполнению заявки содержат в себе противоречивые положения, исключающие возможность их однозначного толкования, неопределенность, неполноту и неисполнимость, в частности, при описании технических характеристик Заказчиком использованы такие выражения, как " 8 и
10", "> 10 и
14", однако, инструкция по заполнению заявки не содержит указания в отношении случая, когда используются одновременно слова "
", "
", ">" с союзом "и".
Заказчик с доводами жалобы не согласен. Пояснил, что требования к товару определены Заказчиком с учетом существующей потребности в приобретении изделий медицинского назначения, с учетом специфики их применения и обеспечения эффективного лечебного процесса в учреждении.
В подтверждение своей позиции Заказчик указал, что позициям N 5, N 6 Технического задания соответствуют товары производителей: ООО "Фишер энд Пэйкел Хелскэр", "Flexicare Medical Limited" (Соединенное Королевство, Cynon Valley Business Park, Mountain Ash, Mid Glamorgan, CF45 4ER, United Kingdom).
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
Согласно извещению, описание объекта закупки указано в Техническом задании.
Согласно позиции N 5 Технического задания, к поставке требуется: Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, соответствующий позиции КТРУ 32.50.13.190-00254, Позиции N 6 Технического задания: Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования, соответствующий позиции КТРУ 32.50.13.190-00254
В целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения довода жалобы Комиссией в адрес ООО "Вектор Медикал" и ООО "Фишер энд Пэйкел Хелскэр" сделаны запросы.
Согласно поступившему ответу ООО "Фишер энд Пэйкел Хелскэр", характеристикам, указанным в позициях N 5, N 6 Технического задания, соответствуют следующие типы продукции, производства "Fisher end Paykel Healtcare": RT265, неонатальный одноразовый дыхательный контур; RT268, неонатальный одноразовый дыхательный контур.
В соответствии с ответом ООО "Вектор Медикал", контуры дыхательные с представленными в Техническом задании характеристиками позиций N 5, N 6 присутствуют в производственном ассортименте "Flexicare Medical Limited".
Таким образом, Заказчиком доказано наличие товаров как минимум двух производителей, соответствующих требованиям позиций N 5, N 6 Технического задания.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным, в действиях Заказчика не установлено признаков нарушения законодательства о закупках.
Относительно второго довода Заявителя Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с п. 10.1 Инструкции по заполнению заявки, Если при описании значений показателей Заказчик использует такие слова и словосочетания как: "должен", "должна", "должны", "должно", "должен быть", "должно быть", "должна быть", "должны быть", "в т.ч.", "может", "может быть", "могут", "могут быть", "можно", "не менее", "не более", "не хуже", "не превышает", "превышать", "не превышать", "или", "либо", "и/или", знаков "", "
", ">", "
", участник закупки должен указать конкретное (одно) значение показателя без использования указанных слов и знаков, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы могут быть указаны в заявке участника закупки включительно, показателя вносятся с советующим изменением формы слов. Указывается только конкретное, точное и достоверное значение характеристик и функциональных свойств товара, конкретные показатели товара, предоставляемые участником закупки не должны сопровождаться словами "эквивалент".
В силу п. 10.2 Инструкции по заполнению заявки, Если при описании значений показателей Заказчик использовал такие слова как: "более", "менее": участник закупки должен указать конкретное значение показателя без использования указанных слов, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки.
Согласно п. 10.4. Инструкции по заполнению заявки, показатели, значения которых заданы перечислением (через запятую, союз "и"), должны быть отражены в заявке в полном объеме.
Согласно положениям Технического задания, часть значений показателей построена по следующей модели: " 8 и
10",
8 и
10", "не менее 1400 не более 1800" и т.д.
Комиссией установлено, что согласно положениям Инструкции по заполнению заявки, Участник закупки указывает одно конкретное значение показателя из предложенного диапазона, равное или превышающее нижний предел и одновременно равное или не превышающее верхний предел показателя, при этом, согласно п. 10.1. Инструкции по заполнению заявки, указывая конкретные значения показателей без сопровождения словами "не менее", "не более" и ", ">" и "", "
" и "
" и т.д. Кроме того, указанные диапазоны не содержат в себе перечисления, а включают в себя нижние и верхние пределы показателей.
Комиссией установлено, что при наличии каких-либо сомнений в заполнении тех или иных параметров, любой участник имеет право направить запрос о разъяснениях положений документации и получить обоснованный ответ на него.
Вместе с тем, каких-либо запросов на предоставление разъяснений положений Инструкции по заполнению заявки, в адрес Заказчика от Заявителя не поступало.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным, в действиях Заказчика не установлено признаков нарушения законодательства о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Диомед" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для Перинатального центра (изв. N 0356200002022000864) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 августа 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022