рассмотрев обращение (вх. N 012586) ГБУЗ Управления жилищных отношений Администрации города Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Плешковой Ж.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на приобретение жилого помещения в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 N 227-п "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края 2019-2025 годы" (22) (изв. N 0156300007821000817),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300007821000817 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту эндоскопического оборудования. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 435 970,40 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.11.2021 г. между Заказчиком и ИП Плешкова Ж.В. (далее - Исполнитель) заключен контракт на приобретение жилого помещения в рамках региональной адресной программы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 29 марта 2019 N 227-п "Об утверждении региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края 2019-2025 годы" на сумму 2 435 970,40 руб. (далее - Контракт).
Исполнителем, на основании п. 10.6., Контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется передать за плату Заказчику в собственность муниципального образования город Пермь (далее - в муниципальную собственность) жилое помещение, в виде отдельной квартиры (далее - квартира), расположенной в многоквартирном доме, соответствующей требованиям, указанным в Приложении N 1 (далее - Техническое задание) к настоящему Контракту, а Заказчик обязуется принять квартиру в муниципальную собственность и оплатить ее стоимость.
4.1. Заказчик вправе:
3.4.2. Отказать в приемке квартиры в муниципальную собственность:
1. при наличии замечаний по техническому состоянию квартиры, обременений правами 3-х лиц;
2. при несоответствии квартиры требованиям, указанным в настоящем Контракте и приложениях к нему;
3. по иным основаниям, указанным в Контракте и приложениях к нему.
4.2. Заказчик обязан:
3.2.1. Принять жилое помещение по Акту, соответствующее требованиям Контракта
и в установленные Контрактом сроки.
4.3. Исполнитель вправе:
3.3.1. Требовать от Заказчика приемки в муниципальную собственность квартиры, соответствующей требованиям, указанным в Техническом задании к настоящему Контракту.
4.4. Исполнитель обязан:
3.1.1. Передать квартиру, соответствующую требованиям Контракта, и представить документы, подтверждающие передачу квартиры Заказчику, в муниципальную собственность
в установленные Контрактом сроки.
3.1.2. Направить Заказчику уведомление о готовности квартиры к осмотру и соответствующие документы в порядке, указанном в п. 4.1.2 Контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч. 1 ст. 549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
На основании ч. 19 ст. 95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Данное право Исполнителя также предусмотрено следующими положениями Контракта:
10.6. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.
Из поступившего обращения Поставщика следует, что во исполнение Контракта Исполнителем Заказчику было предложено жилое помещение, расположенное по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Журналиста Дементьева, д. 48, кв. 15 (далее - Квартира). Жилое помещение осмотрено приемочной комиссией Заказчика 22.12.2021 года. Замечания к Квартире были отражены в Письме Заказчика от 20.01.2022 года N 059-11-01-33/2-33, в частности, замечания касались следующих характеристик: в ванной комнате отсутствует герметизация ванной и раковины; в кухне-нише отсутствует герметизация раковины; невозможность открывания и закрывания межкомнатной двери; по периметру жилой комнаты частично отсутствуют заглушки на плинтусе. Указанные нарушения были устранены Исполнителем. 17.05.2022 г. представителями Заказчика было повторно осмотрено жилое помещение (однокомнатная квартира по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Журналиста Дементьева, д. 48, кв. 15), по итогам которого, Заказчиком было дано заключение о том, что жилое помещение не соответствует требованиям, установленным в техническом задании к контракту. В тоже время в акте повторного осмотра Заказчиком выявлены недостатки, которые, по мнению Исполнителя, не относятся к жилому помещению - квартире, а относятся к подъезду, фасаду, подвалу многоквартирного жилого дома. Вместе с тем, согласно положениям п. 1.1 Контракта, предметом Контракта является передача Квартиры. В настоящее время Заказчик отказывается принимать жилое помещение как несоответствующее требованиям, которые в Контракте не заявлены. Ранее Исполнителем в адрес Заказчика была направлена претензия с требованием расторгнуть контракт на основании ст. 95 Закона о закупках и ст. 9.2 Контракта по соглашению сторон, вернуть Исполнителю денежные средства, перечисленные в счет обеспечения исполнения Контракта в полном объеме.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Исполнителем 25.07.2022 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.07.2022 г. - уведомление о расторжении Контракта в одностороннем порядке размещено в ЕИС.
Исходя из положений ч. 20.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 26.07.2022 г.
Согласно ч. 21 Закона о закупках, решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 21 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 08.08.2022 г.
В соответствии с ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Обращение о включении ИП Плешковой Ж.В. в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в Пермское УФАС России 18.08.2022 г. посредством функционала ЕИС.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, в части направления сведений в уполномоченный орган, нарушают требования ч. 22.2 ст. 95 Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.
Из представленных в обращении Заказчика материалов следует, что Комиссией Заказчика 17 мая 2022 г. произведено обследование жилого помещения по адресу: г. Пермь, ул. Журналиста Дементьева, д. 48, кв. 15. В акте обследования жилого помещения (квартиры) указано, что жилое помещение, а также общедомовое имущество не соответствуют требованиям к приобретаемому жилому помещению в соответствии с техническим заданием по II разделу Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, т.е. требованиям, которым должно отвечать жиле помещение. В настоящее время Контракт не исполнен, жилое помещение, отвечающее требованиям Контракта, в муниципальную собственность не передано.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные стороной, пришла к выводу об отсутствии в действиях Исполнителя недобросовестного поведения и оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия установила, что Таблицей N 2 Технического задания установлено требование о соответствии действующим нормативно-правовым документам, в частности, Квартира должна быть пригодна для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам в соответствии с разделом II Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Согласно письму Заказчика N 059-11-01-33/2-34 от 24.05.2022 об отказе от жилого помещения по адресу: ул. Журналиста Деменьтева, д. 48, кв. 15, Приемочной комиссией заказчика, в результате повторного осмотра квартиры по указанному адресу, были выявлены следующие нарушения:
- в подъезде между первым и третьим этажами с левой стороны от оконного проема наблюдается трещина по штукатурному слою, маяки отсутствуют, наблюдение не ведется;
- в подъезде с первого по третий этаж имеются многочисленные разнонаправленные трещины, маяки не установлены, наблюдение не ведется;
- с правой стороны от входной группы в подъезде наблюдается горизонтальная трещина по штукатурному слою;
- в подъезде на третьем этаже на стене имеется наличие темных, сухих пятен от протечек;
- по периметру многоквартирного дома имеется локальное разрушение штукатурного слоя цоколя;
- по периметру многоквартирного дома наблюдаются трещины на фасаде.
Таким образом, из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно качества исполнения сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссия отмечает, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ИП Плешковой Ж.В. исполнено 23 Контракта. Следовательно, ИП Плешкова Ж.В. добросовестно исполняет взятые на себя обязательства и имеет положительную репутацию.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении действий в целях исполнения Контракта, в том числе, совершение действий по взаимодействию ИП Плешковой Ж.В. с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что ИП Плешковой Ж.В. предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Исполнителем не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем взятых на себя обязательств, сведения об ИП Плешковой Ж.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Плешковой Ж.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 августа 2022 г. N РНП-59-358
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022