Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Дударева, заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела, члены Комиссии - Н.А. Ворсина, главный специалист - эксперт, Е.О. Хорышев, специалист-эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Стройлидер" (далее - податель жалобы, общество) на действия аукционной комиссии ГУ - отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю (далее - аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту помещений по адресу: г. Красноярск, ул. Тамбовская, д. 5, стр. 1, корп. 3" (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке ООО "РТС - тендер" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона.
Существо жалобы: принятие аукционной комиссией необоснованного решения о признании заявки подателя жалобы не соответствующей требованиям извещения электронного аукциона.
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, аукционной комиссии, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседание комиссии явились: представитель общества, представители заказчика и аукционной комиссии по доверенности (полномочия подтверждены).
Представитель общества доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объёме, просил признать аукционную комиссию нарушившей требования Закона о контрактной системе.
Представители заказчика, аукционной комиссии с доводами не согласились, просили признать жалобу общества необоснованной, изложив позицию в представленных письменных пояснениях.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Согласно доводам, изложенным в жалобе, заявка подателя жалобы признана несоответствующей требования извещению о проведении закупки, поскольку в составе заявки отсутствует копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, однако, по мнению подателя жалобы, требования о представлении в составе заявки указанной копии лицензии является неправомерным.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 указанного Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 указанной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 указанного Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено следующие основания для отклонения заявки: непредставление (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Проведя анализ извещения об осуществлении закупки, Комиссией установлено, что заказчиком в раздел 2 части 2.1.11 установлено следующее требование к составу заявки: "2.1.11. документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено Законом N 44-ФЗ - подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ:
1) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ:
копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Вид работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности:
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
Основание - пункт 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
2) в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ - не установлено".
Комиссия, изучив представленную оператором электронной площадки заявку, установила, что в составе заявки подателя жалобы отсутствовала копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.08.2022 N ИЭА1, заявка общества отклонена по причине непредоставления информации и документов, предусмотренных пунктом 2 и 3 части 6 стать 43 Закона о контрактной системе (отклонение по пункту 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе), отсутствует документ, подтверждающий соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (по виду работ: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах).
Таким образом, учитывая совокупность изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о правомерности признания аукционной комиссией заявки общества несоответствующей требованиям, установленным извещением о проведении электронного аукциона и Закону о контрактной системе по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов от 23.08.2022, и, как следствие, признание довода жалобы необоснованным.
Кроме того, в жалобе представлены доводы, касающиеся содержания извещения, которые в силу пункта 1 части 2 статьи 105 не могут быть рассмотрены, поскольку жалоба подана по истечении срока, установленного для подачи жалобы на положения извещения.
Вместе с тем, в рамках внеплановой проверки, проведенной на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе следует, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение Закона о контрактной системе (часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что в требованиях к составу заявки заказчик установил, что в составе заявки на участие в закупке участник должен представить копию действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируется деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, входит в Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Объектом рассматриваемой закупки являются работы по капитальному ремонту помещений по адресу: г. Красноярск, ул. Тамбовская, д. 5, стр. 1, корп. 3. При этом в состав работ включены работы, требующие лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Однако такие работы не являются основными в рамках рассматриваемой закупки и составляют лишь незначительную часть всего объема работ, ввиду чего для выполнения таких работ победитель закупки может привлечь субподрядчика, обладающего соответствующей лицензией.
При этом согласно части 29.1 статьи 34 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки работ, услуг, указанных в пунктах 3 - 5 части 4 статьи 48 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о выполнении подрядчиком работ, об оказании исполнителем услуг самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению обязательств, предусмотренных контрактом. В иных случаях законодатель не наделяет заказчика правом устанавливать требование о выполнении работ исключительно собственными силами, без привлечения субподрядчиков.
Таким образом, Комиссия отмечает, что для выполнения части работ действительно нужна соответствующая (вышеуказанная) лицензия, однако требование о наличии именно у участника закупки такой лицензии и о предоставлении в составе заявки подтверждения ее наличия правомерным не является, поскольку, как установлено выше, такие работы основными не являются, могут выполняться не участником закупки (победителем закупки, подрядчиком), а его контрагентом. Указанные действия заказчика нарушают требования части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Стройлидер" необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику предписание о внесении изменений в извещение о проведении закупки.
4. Аукционной комиссии, оператору электронной площадки отменить все протоколы, составленные в рамках электронного аукциона.
5. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в закупке не менее чем на 3 дня с даты размещения измененного извещения в ЕИС.
6. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса об административном реагировании в отношении должностного лица заказчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
Е.О. Хорышев
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 августа 2022 г. N 024/06/106-2234/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022