Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "ЕС СЕРВИС", по доверенности;
- представителя КОГБУ "Советская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных", по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "ЕС СЕРВИС",
У С Т А Н О В И Л А:
18.08.2022 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ЕС СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУ "Советская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных" при проведении электронного аукциона на поставку рециркулятора бактерицидного для обеззараживания воздуха (извещение N 0340200003322009487).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования ст. 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку, Заказчиком при описании объекта закупки неверно использован ОКПД2-26.60.11.121, тогда как должен быть использован КТРУ 32.50.50.190-00002848, подходящий под описание объекта закупки. Характеристики, которые отсутствуют в КТРУ 32.50.50.190-00002848 и предъявлены Заказчиком ограничивают конкуренцию, при этом не влияют на качество обеззараживания воздуха.
Рассмотрение жалобы назначено на 24.08.2022 г. Стороны уведомлены по адресам электронной почты и путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Представитель Заказчика подтвердил письменные пояснения, сообщил, что выбранный Заказчиком ОКПД2 26.60.11.121 "Аппаратура стерилизационная, основанная на использовании альфа-, бета- или гамма-излучений, применяемая в медицинских целях" не противоречит приобретаемому товар. При проведении анализа закупок, размещенных в Единой информационной системе в сфере закупок, пришел к выводу, что вышеуказанный ОКПД2 используется для приобретения рециркуляторов и в других регионах страны. Наличие на рынке продукции, которая имеет качественно более высокие потребительские характеристики, является достаточным основанием, чтобы указывать в техническом задании такие характеристики. Потребность Заказчика в приобретении товара с определёнными характеристиками не свидетельствует об ограничении участников закупки, при этом потребности Заказчика не могут рассматриваться как вторичные по отношению к интересам участников закупки. Предположение Заявителя о том, что указанные в техническом задании характеристики, не влияют на качество обеззараживания воздуха ничем не обосновано. Заявитель не предоставляет достаточные данные о характеристиках ламп и рециркуляторе в целом, для того чтобы сделать вывод о производительности рециркулятора, а именно не производит необходимые расчеты и не предоставляет документацию, подтверждающую его доводы. Отмечает, что мощность рециркулятора (производительность и эффективность) зависит не только от производительности вентилятора, используемого в рециркуляторе, но и от мощности УФ лампы, которая и отвечает за обеззараживание. Мощность УФ лампы напрямую зависит от требуемой степени очистки, объема (площади и высоты) помещения и как следствие, от требуемой производительности рециркулятора и должна соответствовать производительности вентилятора. В случае если производительность вентилятора превышает соответствующую мощность лампы, можно получить эффект неполного обеззараживания. В обратном случае, когда мощность лампы превышает производительность вентилятора, можно получить эффект медленного обеззараживания (недостаточно быстрого). Наличие только одного вентилятора, также делает работу рециркулятора неэффективной. Указывает, что данный вид товаров приобретается для размещения в ветеринарной лаборатории. Ветеринарная лаборатория проводит исследования материалов II - IV группы патогенности, что обуславливает более детальное описание технических характеристик, ввиду высокой опасности для жизни и здоровья людей, работающих в данном учреждении, а также ввиду того, что микрофлора в помещении влияет на качество выполнения проводимых исследований ветеринарной лаборатории. Для участия в аукционе было подано три заявки на участие, две из которых были допущены для участия в аукционе, понижение начальной максимальной цены контракта составило 39%. Считает, что аукцион был конкурентным, а также указанные характеристики не повлияли на конкурентность аукциона. Просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" направило письменные пояснения, в которых указало, что в соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Указал, что требования, являющиеся ключевыми для Заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников аукциона. Законом не предусмотрена обязанность Заказчика устанавливать только такие требования, которые в ущерб эффективности позволяли охватывать наиболее максимальное количество потенциальных участников. Максимально возможный охват всех участников не является самоцелью торгов по Закону о контрактной системе. Включение в извещение показателей, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в Закупках, поставщик не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести соответствующий требованиям товар. Считает жалобу необоснованной. Направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя.
Изучив представленные документы, заслушав представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
11.08.2022 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003322009487 о проведении электронного аукциона на поставку рециркулятора бактерицидного для обеззараживания воздуха. Начальная (максимальная) цена контракта - 40 836,00 руб. Окончание срока подачи заявок - 19.08.2022 года.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется рециркулятор бактерицидный для обеззараживания воздуха, обладающий, в том числе, следующими характеристиками:
N п/п |
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных |
1 |
Рециркулятор бактерицидный для обеззараживания воздуха - 6 штук, ОКПД2 - 26.60.11.121 |
Рециркулятор бактерицидный для обеззараживания воздуха настенный. Назначение:для УФ-обеззараживания воздуха и поверхностей помещений с повышенным риском распространения возбудителей инфекций: в лечебно-профилактических помещениях с целью снижения количества содержащихся в воздухе и на поверхностях микроорганизмов и профилактики инфекционных заболеваний. |
|
|
|
Технические характеристики | |||||
Бактерицидный рециркулятор - это устройство для обеззараживания воздуха. Электротехническое устройство, в котором размещены: бактерицидные лампы, пускорегулирующие аппараты (стартеры) и другие вспомогательные элементы. В рециркуляр устанавливаются бактерицидные лампы, излучающие ультрафиолетовый свет с длиной волн 253,7 нм, близкой к максимуму бактерицидного действия лучистой энергии. Материал корпуса - металл. Покрытие - порошковая эмаль. Категория помещений - II, III, IV, V |
|
|
|
||
|
Класс электробезопасности по ГОСТ Р 50267.0-92 |
не ниже 1 тип В |
Одно значение или несколько значений |
||
|
Количество бактерицидных лампам низкого давления, штука |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Количество стартеров к бактерицидным лампам низкого давления, штука |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Срок службы бактерицидной лампы, ч |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Бактерицидный поток, Вт (Мощность УФ излучение) |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Мощность лампы, Вт |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Суммарная мощность ламп, Вт |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Производительность,м3/час |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Количество вентиляторов, шт |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Потребляемая мощность, Вт |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Габаритные размеры (Г х Ш х В), мм |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
Гарантийный срок, мес |
|
Одно значение или несколько значений |
||
|
|
|
|
|
|
* Участник закупки не вправе изменять характеристики товара и (или) их значения или выходить за пределы их допустимых значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
** Участник закупки указывает характеристики товара, значения которых установлены в рамках их минимальных и (или) максимальных значений. Указанные характеристики товара и их значения обязательно должны содержаться в заявке на участие в закупке.
*** Участник закупки указывает следующие значения или диапазонные значения характеристик товара:
"Одно значение или несколько значений" - участник закупки указывает одно значение или несколько значений из установленного диапазона, допускается диапазон значений;
"Диапазонное значение" - участник закупки указывает диапазон значений (минимальное и максимальное значения) в рамках допустимых пределов.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003322009487 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г., указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов (позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженная в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12).
В этой связи включение в извещение условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах. При наличии у Заказчика объективной потребности в получении определенного товара вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников размещения заказа не приходится.
Таким образом, Заказчик вправе определить в документации о закупке такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности.
Закон о контрактной системе устанавливает особые запреты и ограничения только к единственному поставщику, а не единственному производителю.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Соответственно, Заказчик вправе устанавливать в извещении любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, Заказчик включил в техническое задание требования, которые могут обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки, необходимого для заказчика, следовательно, техническая часть документации составлена Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно протоколу подведения итогов от 22.08.2022 г. N 0340200003322009487 на участие в электронном аукционе было подано 3 заявки (2 признаны соответствующими). При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Довод Заявителя не обоснован.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ЕС СЕРВИС" на действия Заказчика - КОГБУ "Советская межрайонная станция по борьбе с болезнями животных" при проведении электронного аукциона на поставку рециркулятора бактерицидного для обеззараживания воздуха (извещение N 0340200003322009487).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. Председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 24 августа 2022 г. N 043/06/106-740/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022