Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Бабаева К.А. -Руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Халилова Р.А. - Начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Магомедова К.Г. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Контракт" (далее - Заявитель) на действия АДМИНИСТРАЦИИ СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "СЕЛЬСОВЕТ "СЕРГОКАЛИНСКИЙ" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008422002547 "Капитальный ремонт внутрисельских дорог ул. А. Исаева с. Сергокала Сергокалинского района Республики Дагестан" (далее - Аукцион),
в отсутствии представителей сторон (извещены),
У С Т А Н О В И Л А:
12.08.2022 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
В жалобе указывается на несоответствие извещения о проведении закупки требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - Электронная торговая площадка АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки), Комиссия установила следующее.
05.08.2022 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта 7 263 040 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно не установлено требование к декларированию участниками принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Заказчик в извещении установил преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Однако, в подпункте 1.11 пункта 1 приложения к извещению "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ" указано:
"декларация о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ - не установлено".
Таким образом, действия Заказчика не установившего требование о декларировании участниками закупки принадлежности к социально ориентированным некоммерческим организациям нарушают положения пп. "л" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
При этом Заявителем в материалы дела доказательств того, что установленные Заказчиком требования к составу заявки влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к декларированию участниками принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
В силу ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
На основании подпункта "л" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать декларацию о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи заявки участником закупки, не являющимся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организацией, в случае установления в извещении об осуществлении закупки преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Следовательно, по новым правилам, действующим с 2022 года, статус участника на момент подачи заявки на участие в электронных закупках будет проверять оператор площадки, опираясь на Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В извещении о проведении закупки установлено преимущество к участникам закупки в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
При этом подпунктом 1.12 пункта 1 приложения к извещению "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ" установлено, что заявка участника закупки должна содержать: "Декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства в случае установления преимущества, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ - установлено".
Таким образом, действия Заказчика установившего требование о декларировании участниками закупки принадлежности к субъектам малого предпринимательства не соответствуют положениям ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, что нарушает требования ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
При этом Заявителем в материалы дела доказательств того, что установленные Заказчиком требования к составу заявки влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представлено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Заявитель указывает, что Заказчиком установлен срок действия банковской гарантии не в соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем пунктом 1.9.1 проекта контракта установлено следующее: "Срок действия независимой гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлен срок исчисления периода окончания действия указанной банковской гарантии с момента истечения срока действия контракта вместо исполнения обязательств подрядчиком по контракту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика ненадлежащим образом установивших в проекте контракта срок действия банковской гарантии нарушают ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте контракта не установлен срок предоставления иного (нового) обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего независимую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.
При этом контракт не содержит обязательство о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) иного (нового) обеспечения исполнения контракта, в случае отзыва ранее предоставленной независимой гарантии.
Данные действия Заказчика нарушают ч. 30 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта ненадлежащим образом установлен срок оплаты выполненных работ.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, за исключением случаев, если:
1) иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации;
2) оформление документа о приемке осуществляется без использования единой информационной системы, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту или расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению, при этом срок оплаты должен составлять не более десяти рабочих дней с даты подписания документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона;
4) Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно пункту 4.2 проекта контракта заказчик осуществляет платеж в безналичной форме не более чем в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания Заказчиком указанных в п. 4.1. Контракта документов о приемке, предусмотренных ч. 7 ст. 94 Федерального закона о контрактной системе, но не ранее доведения лимитов бюджетных обязательств до Заказчика, в порядке предусмотренном казначейской системой исполнения бюджета Республики Дагестан.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в проекте контракта ненадлежащий срок оплаты выполненных работ, нарушают ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
6. По мнению Заявителя, проект контракта составлен с нарушением норм Закона о контрактной системе, поскольку неверно установлены штрафы для исполнителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N 1042).
Пунктом 4 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Следовательно, при установлении ответственности сторон в рассматриваемой закупке заказчик должен был руководствоваться Пунктом 4 Правил.
Вместе с тем, Заказчиком штрафы в редакции пункта 4 Постановления Правительства N 1042 в проекте контракта не установлены.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, пункта 4 Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042.
Довод жалобы Заявителя обоснован.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8, ч. 13.1, ч. 30 ст. 34, пп. "л" п. 1 ч. 1 ст. 43, ч. 3 ст. 43 и ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные в действиях Заказчика нарушения пп. "л" п. 1 ч. 1 ст. 43 и ч. 3 ст. 43 не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание в данной части не выдавать.
4. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений ч. 8, ч. 13.1, ч. 30 ст. 34 и ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии К.А. Бабаев
Члены Комиссии: Р.А. Халилов
К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Магомедов К.Г.
67-20-95
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 18 августа 2022 г. N 005/06/106-1563/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2022