Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Дедова В.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ИП Кремешковой А.А., не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены,
от заказчика - Управления по социально-экономическому развитию Ельцовского района Алтайского края не явились, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителей,
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0317300017322000003 "Капитальный ремонт тепловой сети" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ИП Кремешковой А.А. (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0317300017322000003 "Капитальный ремонт тепловой сети".
Заявитель считает, что в заказчик должен был установить дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021 г., а также указывает, что при размещении извещения заказчиком не были размещены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке.
Представитель заказчика по доводами жалобы представил письменные пояснения, в которых указал, что дополнительные требования к участникам закупки для закупаемого вида работ считали необходимым указать только для учреждений, перечисленных в приложениях Постановления Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021 г., согласилась, что требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке не были размещены в ЕИС.
Изучив представленные документы в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссия УФАС по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
16.08.2022 г. заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300017322000003 "Капитальный ремонт тепловой сети", а также был размещен расчет НМЦК, проектно-сметная документация, реквизиты для обеспечения, проект контракта. Начальная (максимальная) цена контракта - 7 129 404,00 рублей. Заказчиком в извещении для объекта закупки установлен код ОКПД 42.21.11.120 - Трубопроводы магистральные наземные и подводные для перекачки воды или прочих продуктов.
Согласно извещению к участникам закупки были установлены единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч. 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно пп. "а" п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно п. 11 Дополнительных требований (приложение к Постановлению) при выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта устанавливается требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Подтверждающими документами являются: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Комиссией было установлено, что дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 11 Дополнительных требований (приложение к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571) не были установлены заказчиком в извещении о проведении закупки, что является нарушением требований ч. 4 и 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
При размещении извещения заказчиком также не были размещены требования к содержанию, составу заявки на участие к закупке и инструкция по ее заполнению. В действиях заказчика также имеются нарушения требований п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В ходе внеплановой проверки Комиссией также было установлено следующее.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 28 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и 3 ст. 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечни товаров, работ, услуг в соответствии со статьями 28 и 29 Закона о контрактной системе утверждены Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссия установила, что товары, работы по коду ОКПД 42.21.11.120 не предусмотрены перечнями Распоряжения Правительства РФ от 08.12.2021 N 3500-р, в связи с чем заказчиком в извещении неправомерно были установлены преимущества для учреждений или предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов. В действиях заказчика имеются нарушения требований ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 29, п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2, 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Комиссия установила, что начальная (максимальная) цена контракта по закупке составляет 7 129 404,00 рублей, заказчиком в извещении было установление требование о соответствии участника закупки требованиям в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Поскольку размер обязательств по контракту на выполнение работ по капитальному ремонту тепловой сети не превышает 10 млн. руб., требование в соответствии с п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (в данном случае предполагается требование о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) было установлено заказчиком неправомерно. В действиях заказчика имеются нарушения требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика имеется состав административного правонарушения по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Поскольку заявителем не представлено доказательств невозможности подачи заявки на участие в закупке, Комиссия считает, что выдавать предписание об устранении правонарушения нецелесообразно.
Ранее антимонопольным органом рассмотрена аналогичная жалоба ООО "Технотек" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0317300017322000003 "Капитальный ремонт тепловой сети".
По результатам рассмотрения данной жалобы антимонопольным органом было принято решение N 022/06/31-614/2022 от 26.08.2022 г. о признании жалобы обоснованной.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ИП Кремешковой А.А. обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 6 ст. 31, ч. 4 и 5 ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 3 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 28, ч. 3 ст. 29, п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе заказчику не выдавать в связи с нецелесообразностью;
4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
|
_____________________________ |
В.Г. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 29 августа 2022 г. N 022/06/31-613/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2022