Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
- Яковлева Е.Л. - член Комиссии, государственный инспектор,
при участии представителя департамента строительной политики Воронежской области:
- Белозерцевой Е.В. (доверенность от 31.01. 2022 года),
в отсутствие представителей ООО "ИСБ" (предоставлены письменные возражения),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение департамента строительной политики Воронежской области (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИСБ" (далее - Исполнитель/Подрядчик) в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже (номер извещения - 0131200001022007507), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, оценив представленные доказательства, а также проведя внеплановую проверку на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
04.08.2022 15:31 (МСК) в ЕИС опубликован протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.08.2022 NИЭА1, которым зафиксировано, что победителем Аукциона признано - общество с ограниченной ответственностью "ИСБ".
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
08.08.2022 17:43 (МСК) Заказчиком, посредством функционала ЕИС, сформирован и размещён Проект контракт.
Частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий, в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе ООО "ИСБ" 15.08.2022 18:04 (МСК) сформирован и размещён Протокол разногласий.
Пунктами 2) и 3) части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
- формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе;
- формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 Закона о контрактной системе. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
17.08.2022 17:33 (МСК) Заказчиком сформирован и размещён в ЕИС доработанный проект контракта, с учётом всех замечаний, указанных в протоколе разногласий.
В силу части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Таким образом, крайний срок для исполнения ООО "ИСБ" требований пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной приходился на 18.08.2022 года 23:59:59 (МСК), однако, в установленный срок, данные требования исполнены не были.
Частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 19.08.2022 NППУ20_1 подписан и опубликован в ЕИС Заказчиком - 19.08.2022 16:31 (МСК).
При этом, как следует из письменных объяснений ООО "ИСБ", предоставленных на рассмотрении Комиссии Воронежского УФАС России, не исполнение требований пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной допущено Обществом по причине разногласий, относительно размера обеспечения исполнения контракта указанного в пункте 7.8 проекта контракта (49% от НМЦК что составляет 212 874 245, 64 руб., тогда как должно быть 10% - 43 443 723,60 руб.)
Комиссия Воронежского УФАС России, изучив Извещение о проведении электронного аукциона N0131200001022007507 (далее - Извещение), а также прилагаемые к нему электронные документы, установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик, формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать, в том числе информацию, предусмотренную пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В силу части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
Часть 6 статьи 96 Закона о контрактной системе определяет, что размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с настоящим Федеральным законом в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении в размере от одной второй процента до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с Извещением размер обеспечения исполнения контракта составляет 10% от НМЦК или 43 443 723,60 руб..
При этом 08.08.2022 Заказчиком ООО "ИСБ" направлен проект государственного контракта, в котором пункт 7.8 проекта государственного контракта изложен в следующей редакции: "Размер обеспечения исполнения Контракта устанавливается в размере 49 процентов начальной (максимальной) цены контракта - 212 874 245,64 руб.".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего размер обеспечения исполнения контракта в направленном Заявителю проекте государственного контракта не в соответствии с Извещением, нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, в рассматриваемом случае, направление проекта контракта для подписания его ООО "ИСБ", содержащего условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере не соответствующем предусмотренном извещением об осуществлении закупки, создало неопределённость в отношении суммы предоставляемой ООО "ИСБ" независимой гарантии и, как следствие, привело к невозможности исполнить обязанность подписать контракт в установленный срок.
Более того, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание, что ООО "ИСБ" в срок до (и после) признания Общества уклонившимся от заключение контракта осуществил получение проекта банковской гарантии, которой был направлен Заказчику.
В соответствии с пунктом 14 Постановления N1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, на основании абзаца 1 подпункта а) пункта 14 и подпункта б) пункта 14 Постановления N1078, Комиссия Воронежского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИСБ" в связи с уклонением от заключения контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд по разработке рабочей документации и строительству объекта: Поликлиника по ул. 20-летия Октября в г. Воронеже (номер извещения - 0131200001022007507).
2. Признать в действиях департамента строительной политики Воронежской области нарушения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать департаменту строительной политики Воронежской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Е.Л.Яколвева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 1 сентября 2022 г. N 036/06/104-856/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022