Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" (далее - БУЗОО "ГКБСМП N 1", заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку электрокоагулятора (коагулятора) хирургического моно и биполярного с комплектом соответствующего инструментария (Реестровый номер 222094) (извещение N 0852500000122001847) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд заказчика,
в отсутствие представителей заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2021),
заказчика - "_" (доверенность от 10.06.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 8332э от 23.08.2022) жалоба заявителя на положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 12.08.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 4125000 руб.
22.08.2022 размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки N РИ1.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 23.08.2022 ценовые предложения были поданы 2 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 2640000 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 40 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.08.2022 свидетельствует о том, что победителем электронного аукциона признан участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "АРИС ГРУПП").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, уполномоченного учреждения, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено с нарушением положений Федерального закона о контрактной системе в связи с установленными в нем требованиями к товару, которые приводят к ограничению числа потенциальных участников аукциона, а именно соответствуют товару конкретного производителя - ООО "Медтроник".
Кроме того, по мнению ООО "РЕНЕССАНС-МЕД", ответ заказчика на запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки является необоснованным. Последующее невнесение изменений в извещение о проведении электронного аукциона обусловлено только личными потребностями БУЗОО "ГКБСМП N 1" при формировании описания объекта закупки.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" представлены (вх. N 8432э от 25.08.2022) пояснения по доводам жалобы, из которых следует, что при подготовке документов для целей проведения закупки уполномоченным учреждением в пределах полномочий были рассмотрены поступившие от заказчика документы и информация и установлено, что описание объекта закупки осуществлено на основании правил, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе.
Согласно направленным (вх. N 8508э от 29.08.2022) возражениям заказчика извещение об осуществлении закупки размещено в полном соответствии Федеральному закону о контрактной системе, товар с оспариваемыми заявителем характеристиками, являющийся объектом закупки, представлен на рынке как минимум двумя разными производителями.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Таким образом, заказчики (уполномоченные органы, уполномоченные учреждения) их комиссии по осуществлению закупок должны исходить из целей максимального удовлетворения, как потребностей заказчика, в том числе потребности в качественном товаре, так и результатов расходования бюджетных средств с момента размещения извещения о закупке до исполнения обязательств по контракту.
Вместе с тем реализация обозначенного выше принципа контрактной системы в сфере закупок не должна умалять развитие добросовестной конкуренции, нивелировать принцип обеспечения конкуренции.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 указанной статьи в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Толкование приведенных норм в совокупности позволяет прийти к выводу, что указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Однако включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (пункты 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
Надлежащим исполнением требований Федерального закона о контрактной системе при описании объекта закупки является наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки.
Характеристики закупаемого товара были конкретизированы заказчиком в документе "Описание объекта закупки". По мнению заявителя, показатели товара и их значения, которые приводят к ограничению числа участников закупки, указаны в позициях NN 1-43 и 53 описания объекта закупки.
Оценивая правомерность определенных БУЗОО "ГКБСМП N 1" требований к закупаемому товару, Комиссия исходила из следующего.
Из представленных пояснений следует, что в рамках подготовки описания объекта закупки заказчиком были направлены запросы двум производителям: ООО "Медтроник" и ООО "БОВА ЕВРАЗИЯ".
На момент размещения извещения об осуществлении закупки заказчик руководствовался полученным ответом ООО "Медтроник" (исх. N В8-228 от 27.07.2022) о характеристиках предлагаемого к поставке медицинского оборудования "Платформа энергетическая серии FT Valleylab FT10 с принадлежностями", а также использовал информацию из открытых источников сети "Интернет" (Режим доступа: https://safire.ru/products/jelektrohirurgicheskij-apparat-bowa-arc-400, https://www.uromed-m.ru/elektroxirurgicheskij-apparat-bowa-arc-400) и заключенных контрактов с реестровыми записями NN 2402702287322000224, 2830001052622000181 об оборудовании "Аппарат хирургический высокочастотный серии "ARC", вариант исполнения: ARC 400, с принадлежностями" производителя ООО "БОВА ЕВРАЗИЯ".
В полученном в период проведения закупки коммерческом предложении последний из указанных производителей информировал (исх. N 230 от 23.08.2022) о том, что аппарат хирургический высокочастотный модели ARC 400 соответствует характеристикам товара, указанным заказчиком в запросе. В подтверждение представленной информации ООО "БОВА ЕВРАЗИЯ" приведены точные значения параметров оборудования.
В обоснование доводов жалобы обществом приложена сравнительная таблица, в которой сопоставлены характеристики товара, необходимого заказчику, с характеристиками товаров иных производителей (Coviden (VLFT10GEN), Bowa ARC 400, Erbe VIO 300 D, Erbe VIO 3, Olympus ESG 400).
Представленная заказчиком в материалы дела сравнительная таблица товаров, реализуемых производителями ООО "Медтроник" и ООО "БОВА ЕВРАЗИЯ", подтверждает наличие обжалуемых характеристик у данных медицинских изделий, в том числе у Bowa ARC 400, вопреки доводам заявителя.
Из направленных оператором электронной площадки ЭТП Газпромбанк (вх. N 8457э от 25.08.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N 03-6724э от 23.08.2022) заявок участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, следует, что первые части поданных на участие в спорной закупке заявок содержат сведения о предложении его участниками к поставке медицинских изделий двух разных производителей, а именно: ООО "Медтроник" и ООО "БОВА ЕВРАЗИЯ".
Комиссией установлено, что обе поступившие на участие в закупке заявки признаны комиссией по осуществлению закупок уполномоченного учреждения соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, что также не может свидетельствовать об ограничении конкуренции.
Кроме того, в ходе подачи ценовых предложений снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 36 %, что подтверждает отсутствие факторов, ограничивающих конкуренцию при проведении рассматриваемой закупки.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что как минимум два медицинских изделия соответствуют установленным требованиям, что указывает на соблюдение заказчиком положений Федерального закона о контрактной системе об описании объекта закупки.
Доказательств того, что обжалуемые положения извещения о проведении электронного аукциона ведут к ограничению количества участников закупки, а равно нарушают права и законные интересы заявителя не представлено.
Обществом также не представлены документальные доказательства несоответствия товаров иных производителей характеристикам, установленным заказчиком.
Заказчиком дополнительно было сообщено о том, что характеристики закупаемого товара, установленные в описании объекта закупки, обусловлены потребностями современной хирургической практики, позволяют оказывать медицинскую помощь более эффективно и безопасно, в связи с чем не могут быть проигнорированы.
В силу пункта 2 статьи 4 Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При проведении соответствующей закупки определяющим является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
В части довода жалобы о ненадлежащем разъяснении заказчиком положений извещения об осуществлении закупки Комиссия отмечает следующее.
Целью разъяснения, размещаемого заказчиком на официальном сайте ЕИС, по смыслу части 5 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе является именно разъяснение конкретных положений извещения об осуществлении закупки без изменения сути такого извещения.
При этом частью 4 указанной нормы предусмотрено право заказчика по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом внести изменения в извещение об осуществлении закупки. В свою очередь, получение соответствующего запроса не может обязывать заказчика вносить изменения в извещение о проведении электронного аукциона, в частности в описание объекта закупки.
Таким образом, не реализовав указанное право, заказчик не является нарушившим положения вышеприведенной статьи, иной подход свидетельствовал бы об ограничении права такого заказчика на самостоятельное формирование закупки, исходя из собственных потребностей.
В связи с указанным жалоба ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку электрокоагулятора (коагулятора) хирургического моно и биполярного с комплектом соответствующего инструментария (Реестровый номер 222094) (извещение N 0852500000122001847).
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" |
|
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 30 августа 2022 г. N 055/06/33-700/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022