Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савир" (далее - Заявитель) (вх. N 5305 от 22.08.2022) на действия федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств дезинфицирующих (закупка N 0366100006222000082) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- представителей Заказчика по доверенности;
в отсутствие представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела;
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Из жалобы следует, что Заказчиком в прикрепленном к извещению о Закупке документе Описание объекта закупки неправомерно установлены значения показателей для необходимых к поставке товаров - средств дезинфицирующих.
Так, Заявитель указывает на следующие позиции, которые неправомерно и необоснованно установлены Заказчиком в части 1 "Перечень и специальные характеристики" Описания объекта закупки извещения о Закупке:
- по позиции 1 установлены требования к составу средства:
"в качестве действующих веществ должен содержать:
- N,N-бис-(3-аминопропил) додециламин, % 2,
- полигексаметиленгуанидин гидрохлорид, % 1,8,
- дидецилдиметиламмоний хлорид, %, 7.
Не должен содержать активного хлора, альдегидов и перекисных соединений, спиртов (2-пропанол)".
Кроме того, Общество сообщает, что Заказчик неправомерно выделил из химических групп (третичные амины, гуанидины, ЧАС) конкретные действующие вещества, имеющие одинаковую противомикробную активность.
- по позиции 3 установлено: в качестве действующих веществ "средство должно содержать полигексаметиленгуанидин гидрохлорид и тетраметилендиэтилентетрамин, соответствие, не должно содержать активного хлора, четвертично-аммониевых соединений (ЧАС)".
- по позиции 5 установлено: в качестве действующих веществ должно содержать третичный амин, ЧАС, полигексаметиленгуанидин гидрохлорид суммарно, %, 5.
- по позиции 9 установлено: содержание алкилдиметилбензиламмония хлорид, % 1.
- по позиции 10 установлено: в состав должно входить вода питьевая очищенная, Д-пантенол, стеариновая кислота, цетилстеариловый спирт, комплекс растительных экстрактов (ромашки, календулы, шалфея, тысячелистника),
- по позиции 11 установлено требование в отношении содержания спиртов в составе дезинфицирующего средства: "изопропиловый спирт, % 70" в нарушение СанПиН 3.3686-21.
Кроме того, Заявитель считает, что Заказчиком установлена чрезмерная конкретизация состава дезинфицирующих средств, а также необоснованно установлены выходы рабочего раствора для обработки поверхностей площадью больше или равно 100000 квадратных метров, 10000 кубических метров, что является нарушением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Таким образом, по мнению Общества, Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, поскольку установленный Заказчиком состав к дезинфицирующему средству не обоснован в соответствии с правилами КТРУ и действующими нормативно-правовыми актами, тем самым необоснованно ограничил конкуренцию и тем самым нарушил требования статьи 8 Закона.
Заказчик в материалы дела представил письменные возражения на рассматриваемую жалобу, в которых указывает на несогласие с доводами Заявителя.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее - Извещение о Закупке), 11.08.2022 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система, ЕИС). 12.08.2022, 16.08.2022 в извещение о Закупке вносены изменения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 259 780,28 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки усыновлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц (при отсутствии доказательств действительной необходимости в установлении таких требований).
Частью 6 статьи 23 Закона установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Правилами использования каталога предусмотрено:
Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки (пункт 2);
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции) (пункт 4).
В свою очередь согласно пункту 10 Правил формирования и ведения каталога в позицию каталога включается, в том числе наименование товара, работы, услуги и информация, содержащая описание товара, работы, услуги.
На основании пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами а, б пункта 5 Правил использования каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6).
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона (пункт 7).
Согласно извещению о Закупке объектом Закупки является поставка средств дезинфицирующих, код позиции по КТРУ - 20.20.14.000-00000005, 20.20.14.000-00000002, 20.20.14.000-00000009, 20.20.14.000-00000007.
Вместе с тем указанные выше позиции КТРУ не содержат сведений о характеристиках товара, в связи с чем Заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона.
Описание объекта закупки извещения о Закупке содержит обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ, раскрывает потребность Заказчика и свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товаров, обладающих спорными характеристиками.
Следует отметить, что объем и содержание обоснования дополнительных потребительских свойств требуемых к поставке товаров, которые не предусмотрены в позиции каталога, на настоящий момент не регламентируется нормами Закона либо Правилами использования каталога.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что позиции Описание объекта закупки извещения о Закупке в части определения технических, качественных характеристик товара составлялись Заказчиком в соответствии с требованием пункта 7 Правил использования каталога.
Из письменных и устных пояснений Заказчика следует, что в связи с отсутствием характеристик и их значений в описании товара, установленных в КТРУ, и необходимости полного объективного описания объекта закупки с учетом положений статьи 33 Закона, Заказчик использовал характеристики, приведенные в Описании объекта закупки извещения о Закупке.
При формировании Описания объекта закупки Заказчик исходил из своих объективных потребностей и собственного опыта работы, руководствуясь необходимостью обеспечить эффективное расходование бюджетных средств. Заказчик указывал характеристики, согласно которым поставщик должен поставить товар, наличие которого будет способствовать оказанию своевременной и безопасной медицинской помощи.
Установление изложенных в Описании объекта закупки извещения о Закупке требований обусловлено спецификой закупаемого товара, его применения.
Заказчик отмечает, что под условия извещения о Закупке подпадает продукция нескольких независимых производителей, которая находится в свободном обращении на открытом рынке России.
По каждой из позиций необходимых Заказчику дезинфицирующих средств, перечисленных подателем жалобы, имеется несколько производителей и, соответственно, несколько дезинфицирующих средств полностью отвечающих аукционной документации (техническому заданию):
N позиции части 1 Описания объекта закупки извещения о Закупке |
Производитель |
Наименование дезинфицирующих средств |
1 |
ООО "Индиго", Россия |
Индибак |
|
ООО НПФ "Геникс", Россия |
Ника Амицид |
3 |
ООО НПФ Геникс, Россия |
Гептаниум |
|
ООО "Индиго", Россия |
Циклотаб |
9 |
ФГУП "ГНЦ" НИОПК, Россия |
Макси-Дез |
|
ООО "Интерсэн плюс", Россия |
Диабак |
10 |
ООО НПФ "Геникс", Россия |
Крем регенерирующий торговой марки "Ника" |
|
ООО "Лизоформ Спб", Россия |
Крем для профессионального применения "Ухажер" |
11 |
ООО "Альхон-Трейд", Россия |
Альхон Антисептик |
|
ООО НПФ "Геникс", Россия |
Ника-Неосептик |
Заказчиком в материалы дела также представлены инструкции по применению дезинфицирующих средств разных производителей.
Заказчик отмечает, что согласно МУ 3.5.1.3674-20 "Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи", медицинский персонал должен быть обеспечен в достаточном количестве эффективными средствами для мытья и обеззараживания, а также средствами для ухода за кожей рук (кремы, лосьоны, бальзамы, крема) для снижения риска возникновения контактных дерматитов. Соответственно, требования к составу запрашиваемых средств - значимые для Заказчика характеристики, без описания которых невозможно получить в результате конкурентной закупки продукцию, отвечающую безопасности пациентов и медицинского персонала, а также являющейся действенно дезинфицирующей и эффективной.
Кроме того, Заказчик указывает, что необходимость указания дополнительных характеристик обусловлена большим, нежели в 2017-2019 г.г., количеством санитарно-эпидемиологических требований, повышенными требованиями к дезинфекции в период распространения вируса COVID-19, в частности:
- СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней";
- СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг";
- временные методические рекомендации "Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 13.1 (17.11.2021)", утв. Минздравом России;
- рекомендации по проведению профилактических мероприятий в целях предотвращения распространения COVID-19 при восстановлении профильной деятельности медицинских организаций, перечисленные в Письме Роспотребнадзора от 25.05.2020 г. N02/10499-2020-32 и др.
Требования в части указания качественных и функциональных технических характеристик закупаемого товара (состава действующих веществ), обусловлены тем, что они необходимы для обеспечения защиты, безопасности и антисептического состояния помещений и медицинского оборудования; дезинфекции и предстерилизационной очистки изделий медицинского назначения. Приобретаемые средства также должны быть эффективны в отношении микрофлоры в лечебном учреждении заказчика и безопасны для персонала и несовершеннолетних пациентов заказчика.
При организации медицинской деятельности в учреждении на Заказчика возложена обязанность оказания высококвалифицированной медицинской помощи населению при массовых вмешательствах с соблюдением правил асептики и антисептики, а также в виду со сложившейся эпидемиологической обстановкой, с целью профилактики и борьбы с новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), являющейся острым респираторным заболеванием. Медицинское учреждение обязано проводить дезинфекцию в соответствии с Инструкцией Роспотребнадзора от 23 января 2020 г. N02/770-2020-32 по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, которая точно указывает на конкретные группы действующих веществ, которые должны быть использованы в вирулицидной (вызывающей гибель вирусов) концентрации для дезинфекции, и необходимые концентрации каждого из них.
В целях исполнения требований Инструкции Роспотребнадзора от 23.01.2020 N02/770-2020-32, Заказчик обязан указать в составе извещения о Закупке конкретные группы действующих веществ, требования к количественному составу действующих веществ, относящихся к данным химическим группам, а также режимы применения, определяющие нормы расхода.
Так, Инструкцией Роспотребнадзора от 23.01.2020 N02/770-2020-32 (представлена в материалы дела) установлено, в том числе следующее: "для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп:.... дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе".
На основании данного письма Заказчик установил для дезинфицирующих средств именно те концентрации спиртов, которые указаны им в Описании объекта закупки по позиции N 11: "в качестве действующих веществ должен содержать спирт изопропиловый, >70%".
Требования к действующим веществам прописаны Заказчиком подобным образом в связи с тем, что препараты, обладающие более низкой концентрацией действующих веществ, либо более высокой их концентрацией, при их использовании в лечебном учреждении, с учетом специализации учреждения Заказчика, не приводят к требуемому микробоцидному эффекту.
Повышение или понижение концентрации действующих веществ в составе дезинфицирующих средств может привести к негативному воздействию, в том числе на здоровье сотрудников, использующих данные средства, и на здоровье пациентов, находящихся в помещениях лечебного учреждения. Увеличение или уменьшение концентрации действующих вещество приведет к не обеспечению вирулицидной активности, увеличению времени дезинфекции медицинских изделий, увеличению токсичности дезинфицирующего средства.
Необходимость учета концентрации (процентного содержания) действующих веществ также регламентирована в Федеральных клинических рекомендациях по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях. Таким образом, действующие стандарты признают значимость данного показателя.
Кроме того, Заказчик поясняет, что Описание объекта закупки сформулировано с применением диапазонных значений показателей характеристик, что позволяет потенциальным участникам самостоятельно определить товар, который будет предложен к поставке в заявке на участие в Закупке и конкретные показатели которого будут в пределах заданных Заказчиком диапазонных значений.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
Требования к функциональным и техническим характеристикам закупаемого товара содержатся в приложенном к извещению о Закупке документе "Описание объекта закупки", в том числе содержится обоснование необходимости использования дополнительных характеристик.
По общему правилу указание заказчиком в Извещении о Закупке особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о том, что содержащиеся в документе "Описание объекта закупки" извещения о Закупке характеристики не носят ограничительный характер и установлены не в противоречие с требованиями Закона.
Кроме того, объектом данной Закупки является поставка товара, а не его изготовление. Товар может быть предложен заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, о чем свидетельствуют представленные в материалы дела коммерческие предложения потенциальных участников закупки.
Комиссия при рассмотрении дела приходит к выводу о том, что объект закупки описан Заказчиком исходя из имеющихся потребностей, с учетом положений Закона; доказательств того, что указанное описание объекта закупки привело или могло привести к ограничению конкуренции или уменьшению количества потенциальных участников, Заявителем не представлено.
Закон не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении о закупке устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует об ограничении числа участников торгов.
Также следует отметить, что участником закупки может выступать любое лицо, в том числе, не являющееся производителем анализатора, в связи с чем, закупаемый товар мог быть поставлен неограниченным кругом хозяйствующих субъектов - потенциальных участников закупки.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
В рассматриваемом деле обстоятельств, которые могли бы повлиять на ограничение конкуренции, перечисленных в статье 8 Закона, не установлено.
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона при описании объекта Закупки в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Савир" (вх. N 5305 от 22.08.2022) на действия федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тульской области" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку средств дезинфицирующих (закупка N 0366100006222000082) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 29 августа 2022 г. N 071/06/106-917/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022