Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члены Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
рассмотрение жалоб проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
Финуниверситета: Е.В. Шевченко (по дов.Nб/н от 24.08.2022), Е.Ю. Родиной (по дов.N0040/02.03 от 16.03.2022),
ООО "Спектра": С.А. Никифорова (по дов.N1 от 24.08.2022),
ООО "Ресерч Лаб": А.С. Кузнецова (по дов.N05/РЛ/2022 от 27.06.2022),
а также третьего лица: Д.М. Курганова,
рассмотрев жалобы ООО "Спектра" (далее - Заявитель) на действия
Финуниверситета (далее - Заказчик) при проведении электронных аукционов на право заключения государственных контрактов на поставку компьютерной техники, серверного оборудования для филиалов Финансового Университета (Закупки
NN 0373100015722000137, 0373100015722000136) (далее - аукционы), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступили жалобы Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных электронных аукционов.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещений об осуществлении закупок в нарушение норм Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 22.08.2022 NЕИ/43780/22.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалоб по закупкам NN 0373100015722000137, 0373100015722000136 Заявитель указывает, что Заказчиком в извещениях об осуществлении закупок не установлено конкретное количество требуемого к поставке товара.
Согласно п.6 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
В обоснование своей позиции Заявитель указывает, что в 4.1 проекте контракта установлено, что Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией (приложение N 2 к Контракту).
В свою очередь, в Приложении N2 к Контракту указано как кол-во товара (не менее).
Таким образом, Заявителю не ясно, сколько именно товара необходимо поставить Заказчику на этапе исполнения Контракта, поскольку такая спецификация, в т.ч. с требованием "не менее", включается в государственный Контракт.
Комиссией Управления установлено, что в составе печатной формы изменений извещения о проведении электронного аукциона от 15.08.2022 NИИ1 указано, что к поставке требуется товары в количестве 734 штуки, в составе печатной формы изменений извещения о проведении электронного аукциона от 17.08.2022 NИИ3 указано количество товара 17 штук.
Согласно пп. "а" п.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Из вышеуказанной нормы следует, что приоритетное значение имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
При этом Комиссия Управления отмечает, что противоречия в составе проекта контракта и извещениях об осуществлении закупок отсутствует какое либо противоречие в части указания количества товара, поскольку в проекте контракта и в извещениях об осуществлении закупок указано количество товара 734 штуки и 17 штук.
Комиссия Управления также отмечает, что доводы жалобы фактически сводятся к непониманию Заявителем положений извещений об осуществлении закупок, в части количества товаров. При этом в силу ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе участник закупки не лишен права направить в адрес Заказчика запрос о дачи разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Кроме того, согласно протоколам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на участие в аукционах было подано по 5 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничений количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы жалоб Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
2. Согласно доводу жалобы по закупке N0373100015722000136 Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
- "Интерфейс поддерживаемых накопителей": "PCIe; SAS; SATA; USB; M.2",
- "Интерфейс подключения накопителей информации к дисковому контроллеру": "SAS; SATA;",
- "Поддерживаемые дисковым контроллером типы RAID": "0; 1; 10; 5; 6; 50; 60 Функциональность контроллера",
- "Функциональность контроллера дистанционного мониторинга и управления": "Автоматическое уведомление о событиях по электронной почте; Доступ к основным характеристикам, состоянию сервера и установленных устройств; Дублирование загрузочного образа контроллера сервера; Обеспечение перенаправления графической консоли по сети; Поддержка веб-интерфейса; Подключение виртуальных медиа-устройств через консоль удаленного управления, в том числе образов дисков (файлов ISO)".
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствует трактовка требований с использованием символа ";", тем самым у участника закупки отсутствует понимание, как заполнять заявку по параметрам "Интерфейс поддерживаемых накопителей", "Интерфейс подключения накопителей информации к дисковому контроллеру", "Поддерживаемые дисковым контроллером типы RAID", "Функциональность контроллера дистанционного мониторинга и управления", так, например, нужно предложить все значения, указанные через данный символ, или только один на выбор.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке содержат инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, в которой указано, что "Все остальные знаки препинания, не указанные в инструкции, применяются по правилам русского языка, математики, физики".
Согласно правилам пунктуации русского языка, знак ";" означает перечисление и ставится в конце рубрик перечисления, если рубрики эти не являются самостоятельными предложениями.
Таким образом, по мнению Заказчика, очевидно, что вариант с возможностью выбора участником закупки какого-то одного из значения характеристик, установленных требованиями извещения, исключен и нужно предложить все значения, указанные через данный символ.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что установление подобным образом положений инструкции, которая в свою очередь служит для максимально правильного и корректного трактования требований Заказчика к используемым при оказании услуг, выполнении работ и (или) поставляемым товарам, и соответственно для беспрепятственного заполнения заявки на участие в процедуре, не может отвечать целям обеспечения конкурентного проведения торгов, таким образом, ввиду отсутствия трактовки требований с использованием символа ";" у участника закупки отсутствует понимание, как заполнять заявку, так, например, нужно предложить все значения, указанные через данный символ, или только один на выбор.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании требований к товарам и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что при выдачи Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления исходила из того, что на участие в процедуре было подано 5 заявок, признанные соответствующими, снижение в ходе торгов составило 46,05%, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на ход проведения закупочной процедуры.
3. В составе жалоб по закупкам NN 0373100015722000137, 0373100015722000136 Заявитель указывает, что в проектах контрактов, размещенные в составе извещений об осуществлении закупок, неправомерно отсутствует информация об ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, предусмотренная п.5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление N1042).
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа установлены постановлением Правительства от 30.08.2017 N 1042.
В соответствии п.5 Правил утвержденных постановлении Правительства от 30.08.2017 N 1042, установлен порядок расчета штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в п. 6.4 проекта контракта присутствует формулировка: "В случае заключения настоящего Контракта на основании пункта 9 части 3 статьи 49 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" размер штрафа устанавливается в соответствии с пунктом 5 Правил".
Закон о контрактной системе не содержит запрета на установление ответственности путем ссылки на нормативный документ, устанавливающий данную ответственность.
Кроме того, проект контракта составлен по типовой форме, приведенной Заказчиком в соответствие с действующим законодательством, утвержденной Приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов", которая в свою очередь устанавливает ответственность в виде ссылки на Правила.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что статьей 6 "Ответственность сторон" проекта контракта установлено следующее:
"6.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение Контракта Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
6.2. В случае полного (частичного) неисполнения условий Контракта одной из Сторон эта Сторона обязана возместить другой Стороне причиненные убытки в части, непокрытой неустойкой.
6.3. В случае просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик уплачивает Заказчику пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Поставщиком.
6.4. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения Поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Поставщик уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее - Правила), и составляет ______% (________) цены Контракта.
[Указывается сумма штрафа (цифрами и прописью) в зависимости от цены контракта (этапа):
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).]
[В случае заключения настоящего Контракта на основании пункта 9 части 3 статьи 49 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" размер штрафа устанавливается в соответствии с пунктом 5 Правил]
6.5. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, Поставщик уплачивает Заказчику штраф. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и составляет _______ (_______) рублей 00 копеек.
[Указывается сумма штрафа (цифрами и прописью) в зависимости от цены контракта:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно)]
6.6. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства.
6.7. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщик вправе потребовать уплату штрафа. Размер штрафа определяется в соответствии с Правилами и составляет _______ (_______) рублей 00 копеек.
[Указывается сумма штрафа (цифрами и прописью) в зависимости от цены контракта:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).]
6.8. За каждый день просрочки исполнения Поставщиком обязательства по предоставлению нового обеспечение исполнения Контракта, предусмотренного пунктом 7.8 Контракта, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с пунктом 6.3 Контракта.
6.9. Применение неустойки (штрафа, пени) не освобождает Стороны от исполнения обязательств по Контракту.
6.10. Общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
6.11. Общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
6.12. В случае расторжения Контракта в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта другая Сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта".
Таким образом, проект контракта содержит указание на ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств по контракту полностью дублирующее Постановление N1042.
С учетом изложенного, ссылка в проекте контракта на порядок расчета штрафов, установленный Правительством Российской Федерации, не противоречит положениям Закона о контрактной системе и позволяет определить ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку конкретные размеры штрафов рассчитываются непосредственно при заключении контрактов. Данная позиция изложена также в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 19.07.2017 по делу NА40-182693/2016.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие неправомерность установления ответственности сторон вышеуказанным образом, в то время как в силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком прав и законных интересов участника закупки лежит на подателе жалобы, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы жалобы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
4. В составе жалобы по закупке N 0373100015722000136 Заявитель указывает, что Заказчиком опубликована инструкция по заполнению заявки, в которой присутствуют требования, вводящие в заблуждение и могут трактоваться комиссией об осуществлении закупок субъективно, а именно:
"2.2. При указании Участником конкретных показателей крайние значения включаются в случаях когда в техническом задании Заказчика такие показатели сопровождаются следующими словами и/или знаками.
2.2.1. В этих случаях Участник закупки должен указать один конкретный показатель: - "не хуже", "не лучше"
2.2.3. В случае требований к сорту, классу, типу, марка, группа: - "не хуже", "не ниже".
Так, по мнению Заявителя" понятие сорта или группы "не хуже" может расцениваться по-разному, субъективно, например, "Класс защиты от поражения электрическим током" или марка кабеля ВВГнг(А)-FRLS или ВВГнг(A)-HF, какая из них лучше или хуже не понятно.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что приведенные Заявителем примеры не имеет никакого отношения к описанию объекта закупки Заказчика, а являются лишь размышлениями Заявителя, поскольку показатели "Класс защиты от поражения электрическим током" или "марка кабеля ВВГнг(А)-FRLS или ВВГнг(A)-HF" Заказчиком не установлены и не имеют отношения к данной закупке.
Какая из указанных Заявителем характеристик лучше или хуже Заявителю следует разобраться в рамках той закупки, где эти характеристики установлены.
В настоящей закупке все показатели имеющихся характеристик с наименованием "Тип" имеют единичные и неоспоримые значения, в описании объекта Заказчик использовал значения характеристик, определенных в соответствии с кодами КТРУ.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
5. Согласно доводам жалобы по закупке N0373100015722000136 опубликована инструкция по заполнению заявки, в составе которой Заказчиком установлены требования, которые вводят в заблуждение участников закупки,а именно:
- 2.4. Знак "_X", применяемый при указании размеров, объемов товаров означает пределы допуска по размерам и должен трактоваться как указание на диапазонное значение, подлежащее конкретизации. Данный символ, сопровождающий любой параметр кроме размера, должен трактоваться как установленный Заказчиком предел допуска по показателю и изменению не подлежит.*
Таким образом, Заказчик установил к одному и тому же знаку ""_" два противоположных требования, при одних условиях данный знак читается как необходимость предложить конкретное значение без указания знака "_", а при других условиях данный знак читается как необходимость предложить значение без изменений, т.е. используя знак "_".
- 2.5. Знак "," и слово/союз "и"** разделяющий свойства товара, свидетельствует о перечислении свойств товара, каждое из которых необходимо Заказчику для удовлетворения нужды в тех или иных свойствах товара.
** указание к союзу "и" не применяется в случае, если его использования для описания объекта закупки предусмотрено при описании товаров в каталоге товаров, работ, услуг.
Таким образом, Заказчик установил к союзу "и" два разных требования, при одних условиях данный союз читается как необходимость предложить два значения, а при других условиях не установлено как читать данный союз. Нет понимания, как трактовать случай, если союз "и" используется для описания объекта закупки из каталога товаров, работ, услуг.
Комиссией Управления установлено, что в инструкции по заполнению заявки указаны правила чтения символов "_Х", "," и слово/союз "и", а также условия рассмотрения заявки, в которой будет использоваться данный знак.
Так, Заказчиком использовано как общее трактование указанных слов и символов, а также исключения при которых слова и символы читаются по иному, при этом какое-либо двоякое толкование указанных положений отсутствует.
На заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
6. В составе жалоб по закупкам NN 0373100015722000137, 0373100015722000136 Заявитель указывает, что Заказчиком, в проекте контракта установлены условия уменьшения размера обеспечения исполнения контракта, отличающиеся от условий оплаты по контракту.
Так, в Приложении N3 к Извещению о закупке "Описание объекта закупки" установлен срок поставки товара: "6.1. В обязанности Поставщика входит доставка, передача, разгрузка всего поставляемого товара в течение 70 календарных дней со дня заключения Контракта".
Согласно п.2.6 Проекта Контракта: "Оплата по Контракту осуществляется Заказчиком единовременно по факту поставки Товара в объеме, предусмотренном настоящим Контрактом, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента подписания Заказчиком Документа о приемке Товара, в порядке, установленном разделом III Контракта".
При этом согласно п.7.6 Проекта Контракта, установлено условие уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в зависимости от исполнения Поставщиком отдельного этапа исполнения Контракта, а именно:
7.6. Размер обеспечения исполнения Контракта уменьшается посредством направления Заказчиком информации об исполнении Поставщиком обязательств по поставке Товара или об исполнении им отдельного этапа исполнения Контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - реестр контрактов). Уменьшение размера обеспечения исполнения Контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены Контрактом. В случае, если обеспечение исполнения Контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование Заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения Контракта, рассчитанного Заказчиком на основании информации об исполнении Контракта, размещенной в реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения Контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный Заказчиком, по заявлению Поставщика ему возвращаются Заказчиком в установленный в пункте 7.3 Контракта срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения Контракта, рассчитанный Заказчиком на основании информации об исполнении Контракта, размещенной в реестре контрактов.
Таким образом, по мнению Заявителя, Заказчиком в проекте Контракта установлены противоречивые требования относительно оплаты по Контракту и уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта, поскольку Заказчиком в извещениях об осуществлении закупок не предусмотрена поэтапная поставка требуемого товара. Независимо, является контракт типовой или нет, необходимо его приводить в соответствие с действующим законодательством и реальными условиями поставки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что проект контракта составлен по типовой форме Минпромторга России с учетом приведения в соответствие с действующим законодательством и ее отдельных положений.
Пункт 7.6 проекта контракта не противоречит действующему законодательству и является постоянной частью, не подлежащей изменению при его применении в конкретной закупке.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что присутствие в составе проекта контракта п.7.6 не противоречит положениям Закона о контрактной системе, более того в составе извещений об осуществлении закупок отсутствует информация о том, что поставка осуществляется поэтапно, в связи с чем это положение не подлежит применению.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
7. Также согласно доводам жалоб по закупкам NN 0373100015722000137, 0373100015722000136 Заказчиком в предмет закупок включена поставка товаров по адресам, которые значительно удалены друг от друга, так, например, Алтайский край, Республика Северная Осетия, г. Владикавказ, Владимирская область и т.д.
По мнению Заявителя, формирование объекта закупки подобным образом ограничивает доступ к участию в электронном аукционе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Также, по мнению Заявителя, включение в один лот поставки товаров по адресам, которые значительно удалены друг от друга сильно увеличивают затраты на доставку, монтаж, а также дальнейшее гарантийное обслуживание товаров (не менее 3 лет по каждому адресу поставки), что противоречит смыслу и принципу Закона о контрактной системе, поскольку ведет к необоснованному ограничению числа участников закупки, а также необоснованным тратам бюджетных средств.
Согласно п. 178 Устава Финансовый университет в установленном порядке имеет право осуществлять функции заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд университета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных источников финансового обеспечения.
Таким образом, задачей Финансового университета как головной организации является полное материальное обеспечение своих филиалов.
Формирование объема закупаемых товаров осуществлено Заказчиком на основании имеющейся потребности филиалов в оборудовании.
Кроме того установленные сроки поставки 60 календарных дней и 70 календарных дней, являются разумными для поставки товара по всем адресам филиалов с учетом дней в пути.
Комиссия Управления отмечает, что из положений норм Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение требований к объекту закупки, являющимися значимыми для заказчика.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик объекта закупки, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Кроме того, при осуществлении закупки Заказчик наделен правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам), правом выставления объекта закупки единым лотом, а также правом определения его содержания, при этом требования к товарам формируются Заказчиком самостоятельно, исходя из потребностей Заказчика.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы в части неправомерного включения в один лот поставки товаров по нескольким адресам, которые, по его мнению, значительно удалены друг от друга, а также не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении Заказчиком количества участников закупки при формировании извещений об осуществлении закупок подобным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указанный довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
8. Кроме того, по мнению Заявителя, Заказчиком в обосновании начальной (максимальной) цены контракта отсутствуют реквизиты коммерческих предложений (дата исходящих и(или) входящих писем).
Согласно ч.3 ст.99 Закона о контрактной системе ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
П.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п.2 ч.9 ст.99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалоб участников закупок на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Московского УФАС России, в связи с чем не подлежат рассмотрению.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Спектра" по закупке N 0373100015722000137 на действия Финуниверситета необоснованной.
2.Признать жалобу ООО "Спектра" по закупке N 0373100015722000136 на действия Финуниверситета обоснованной в части формирования положений инструкции по заполнению заявки.
3.Доводы жалоб ООО "Спектра" в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта оставить без рассмотрения на основании п.3 ч.8 ст.99 Закона о контрактной системе.
4.По закупке N 0373100015722000137 снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/43780/22 от 22.08.2022.
5.По закупке N 0373100015722000136 признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
6.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе по закупке N 0373100015722000136 Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: Н.А. Узкий
Н.С. Лушникова
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 25 августа 2022 г. N 077/06/106-12747/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2022