Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ГБУЗ "ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗМ": О.Ю. Шефер, О.С. Козловой,
ООО ГК "ЛИОМ": С.А. Маркова (по дов.Nб/н от 05.08.2022), Д.Б. Оралбекова (по дов.Nб/н от 05.08.2022) (присутствующего после переноса заседания),А.Р. Изотовой (по дов.Nб/н от 05.08.2022) (присутствующей до переноса заседания),
рассмотрев жалобу ООО ГК "ЛИОМ" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку медицинских перчаток, лот 1 для нужд ГБУЗ "ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗМ"
(Закупка N 0373200114222000350) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся в отказе в допуске Заявителю к участию в вышеуказанном аукционе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 23.08.2022
N ЕИ/44052/22, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.08.2022 NИЭА1 Заявителю (идентификационный номер заявки 7) отказано в допуске к участию в аукционе на следующем основании: "По результатам рассмотрения заявки участника N 7 в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, принято решение отклонить заявку на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в связи с предоставлением недостоверной информации. Участник закупки по позициям с 20 по 28 своей заявки в отношении объекта закупки указал перчатки с регистрационными удостоверениями на медицинские изделия ФСЗ 2011/09785 от 13.12.2013 и ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022. Согласно ответу на запрос, уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинских изделий компании Ansell, установлено, что перчатки в позициях с 20 по 28 с характеристиками указанными участником в заявке в рамках регистрационных удостоверении ФСЗ 2011/09785 от 13.12.2013 и ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022 не зарегистрированы в качестве медицинских изделий на территории Российской Федерации под указанными товарными знаками".
С учетом обстоятельств дела Комиссией Управления был объявлен перерыв в рассмотрении жалобы до 29.08.2022.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком в техническом задании установлены требования к товарам по п.20 - 28.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки Заявитель представил сведения о товарах, в том числе:
-п.20 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex Powder-Free with AMT Antimicrobial Technology";
-п.21 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex Powder-Free with AMT Antimicrobial Technology";
-п.22 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex";
-п.23 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex";
-п.24 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex";
-п.25 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex";
-п.26 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex";
-п.27 "Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex";
-п.28 "Перчатки хирургические из полихлорпрена, неопудренные": "Товарный знак (при наличии): Ansell Gammex".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что ООО ГК "ЛИОМ" в составе заявки были указаны зарегистрированные товарные знаки и характеристики товара, которые соответствуют положениям Технического задания, государственных стандартов и сведениям из эксплуатационной документации на товар, а также регистрационным удостоверениям, в связи с чем решение аукционной комиссии о признании заявки Заявителя несоответствующей является неправомерным.
При этом представитель Заявителя отметил, что письма ООО "Ансел Рус" могут противоречить сведениям представленным в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий. Например, как следует из письма исх. N 2021-1711-001 от 17 ноября 2021 г. "Перчатки, выпускаемые под одним товарным знаком, имеют постоянные характеристики в рамках спецификации, независимо от партии выпуска". Однако согласно эксплуатационной документации к регистрационному удостоверению РЗН 2018/6704 от 22.01.2018 г. указаны параметры, имеющие диапазон значений, что противоречит вышеуказанному письму. Аналогичные сведения содержатся и в эксплуатационной документации к регистрационному удостоверению РЗН 2022/16297 от 17.01.2022 г. Данный факт свидетельствует о том, что полномочный представитель производителя (изготовителя), занимающий доминирующее положение на рынке по позициям товаров с товарными знаками ANSELL, GAMMEX, злоупотребляет правом дачи разъяснений в части технических характеристик, тем самым ограничивая конкуренцию.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы Заявителя представитель Заказчика пояснил, что описываемые Заявителем факты, изложенные в письме ООО "Ансел Рус" (исх. N 2021-1711-001 от 17 ноября 2021 г), не имеют отношения к проведенной закупке, указанное письмо в распоряжении Заказчика не имелось, при этом указанное письмо и последующее сопоставление данных с регистрационными удостоверениями по своему содержанию не относятся к предмету закупки и товарам, которые предлагал к поставке Заявитель, кроме того указанное письмо описывает характеристики медицинских изделий, зарегистрированных под регистрационными удостоверениями "РЗН 2018/6704 от 22.01.2018 г. РЗН 2022/16297 от 17.01.2022 г.".
Вместе с тем при рассмотрении заявки Заявителя исследовались данные по позициям товаров, предлагаемых к поставке, по которым участник закупки приложил регистрационные удостоверения ФСЗ 2011/09785 от 13.12.2013 и ФСЗ 2009/04993 от 27.05.2022. По мнению Заказчика доводы Заявителя о противоречивости данных, предоставленных ООО "Анселл Рус", на примере регистрационных удостоверений РЗН 2018/6704 от 22.01.2018 г. РЗН 2022/16297 от 17.01.2022 г. не имеют никакой взаимосвязи с данными, которыми он предоставил в своей заявке.
Ввиду того, что участниками закупки в рамках одних и тех же регистрационных удостоверений была представлена противоречивая информация о товарах, Заказчиком был направлен запрос уполномоченному представителю производителя медицинских перчаток, зарегистрированных под регистрационными удостоверениями ФСЗ 2011/09785, ФСЗ 2009/04993.
При определении уполномоченного представителя Заказчиком использовались данные из официальных источников, в частности сведения от Росздравнадзора, согласно которым уполномоченным представителем производителя указанных перчаток на территории Российской Федерации является ООО "Анселл РУС".
Заказчиком был направлен общий запрос с указанием сведений из заявок всех участников закупки, которые предлагали к поставке медицинские перчатки, зарегистрированные под регистрационными удостоверениями ФСЗ 2011/09785, ФСЗ 2009/04993.
Так, согласно ответу уполномоченного представителя, товар Заявителя предлагаемый к поставке с указанными в заявке товарными знаками в качестве медицинского изделия на территории Российской Федерации не зарегистрирован.
При этом к настоящему ответу была приложена доверенность от лица производителя в адрес уполномоченного представителя, согласно которой последний наделен полномочиями по осуществлению действий для регистрации медицинских изделий от производителя на территории Российской Федерации и получения в последующем соответствующей документации, то есть, уполномоченный представитель согласно указанному письму и доверенности, является официальным лицом на территории Российской Федерации, имеющим возможность предоставить актуальную и достоверную информацию о характеристиках медицинского изделия от производителя, а также информацию о регистрации продукции производителя в качестве медицинского изделия на территории Российской Федерации с соответствующими характеристиками.
На основании изложенного Заказчиком сделан соответствующий вывод о предоставлении Заявителем недостоверной информации о предлагаемом товаре.
При этом согласно официальным источникам другого уполномоченного представителя производителя на территории Российской Федерации не имеется. Заказчик имел возможность руководствоваться только данными, которые имелись у него на момент оценки заявок. Также в период рассмотрения заявок участников в распоряжении комиссии Заказчика иных официальных данных не имелось.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика отметил, что недостоверные сведения были представлены Заявителем в части указания товарного знака товаров "Ansell Gammex...", то есть в сочетании со словом "Ansell", поскольку надлежащим указанием товарного знака является исключительно "Gammex".
Согласно информационному письму ООО "Анселл РУС" приведена таблица товарных знаков перчаток, поставляемых компанией "Анселл Хелскеа Юроп НВ", в котором отсутствует товарный знак в обозначении "Ansell".
В силу п.1 ст.1477 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Согласно п. 1 ст. 1481 Гражданского кодекса Российской Федерации на товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.
Таким образом, в Российской Федерации товарный знак становится таковым лишь после регистрации в Государственном реестре товарных знаков.
Комиссией Управления установлено, что товарный знак "Gammex" зарегистрирован в реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации под номером N404711.
При этом Комиссией Управления также установлено, что по поз.20-28 Заявитель предлагает к поставке перчатки Gammex производства Ansell, при этом само по себе указание в составе наименования позиций слова "Ansell" не может свидетельствовать о предоставлении недостоверных сведений о товаре в части указания товарного знака.
Комиссия Управления отмечает, что товарный знак товара служит для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемый на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированный в установленном порядке и удостоверяемый свидетельством на товарный знак.
Презюмируя вышеизложенное Комиссией Управления установлено, что на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что в составе заявки должно быть указание на товарный знак "Gammex", при этом указанная информация, а именно слово "Gammex" присутствует в составе заявки Заявителя, что позволяет установить, какой именно товар предлагается к поставке Заявителем, а также тот факт, что товар обладает зарегистрированным товарным знаком "Gammex", что и было определено аукционной комиссией Заказчика.
Таким образом, используемая Заявителем для обозначения товарных позиций формулировка в совокупности с обозначением "Ansell" направлена в первую очередь на уточнение и полноту информации о предлагаемом к поставке товара, при этом само по себе словосочетание "Ansell Gammex" не говорит о том, что товар зарегистрирован именно с такой формулировкой.
Также в процессе рассмотрения жалобы представителем Заявителя продемонстрирована упаковка, содержащая обозначения как Gammex, так и Ansell.
Комиссией Управления отмечает, что под недостоверными сведениями следует понимать сведения, не соответствующие действительности.
В свою очередь, исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской
Федерации, изложенной в постановлении от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", под не соответствующими действительности сведениями понимаются утверждения о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения (п. 7). Кроме того, предоставленное заказчику право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений (ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе) свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения (отказ в допуске либо отказ от заключения договора), причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Таким образом, как следует из материалов дела, поданная Заявителем заявка в части оспариваемых сведений требованиям извещения об осуществлении закупки соответствовала. Каких-либо оснований сомневаться в достоверности представленных в них сведений в контексте ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (в силу которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются) у Заказчика не имелось, неопровержимыми доказательствами недостоверности таких сведений последний не располагал. Доказательств обратного представителем Заказчика не представлено.
При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов (на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П) и принципа стабильности публичных правоотношений, но также и принципов добросовестной реализации прав и законных интересов (ч. 3 ст. 1 ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1 ГК РФ), недопустимости злоупотребления правом (ч. 1 ст. 10 ГК РФ) для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к ней заказчику необходимо располагать письменным документальным подтверждением наличия в составе заявки такого участника недостоверной информации.
В то же время, как следует из материалов дела в настоящем случае, такого подтверждения в материалы дела представлено не было, а потому и правовых оснований к отклонению заявки участника у аукционной комиссии Заказчика не имелось, вопреки утверждению представителя Заказчика об обратном.
В силу пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ
"О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссией Управления установлено, что решение аукционной комиссии Заказчика в части отказа в допуске Заявителю к участию в аукционе по основанию, указанному в протоколе рассмотрения заявок, является неправомерным и нарушают положения пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, что также имеет признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО ГК "ЛИОМ" на действия аукционной комиссии ГБУЗ "ДГКБ им. Н.Ф. Филатова ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях аукционной комиссии нарушения пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин
Члены комиссии Н.С. Лушникова
Э.З. Гугава
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 29 августа 2022 г. N 077/06/106-12840/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022