Резолютивная часть объявлена 25.08.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.08.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Михайлова О.Н. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
от Заявителя - посредством видеоконференц-связи Вифлеемский Анатолий Борисович;
от Заказчика - посредством видеоконференц-связи Бахтиярова Светлана Владимировна по доверенности N1 от 10.01.2022; Винников Максим Владимирович по доверенности N4 от 10.01.2022; Петунин Максим Александрович по доверенности N12 от 24.08.2022;
от Уполномоченного органа - посредством видеоконференц-связи Гаиль Ирина Николаевна по доверенности N2 от 14.01.2022; Пойлова Елена Анатольевна по доверенности N1 о 14.01.2022,
на основании поступившего обращения от Вифлеемского Анатолия Борисовича (вх. N8390-ЭП/22 от 11.08.2022), в которых усматриваются признаки нарушений Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию и оказание услуг по сопровождению государственной информационной системы "Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГИС Образование Югры)" (извещение N0187200001722000664), провела контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в пределах полномочий антимонопольного органа.
Проверка начата в 10 часов 00 минут 25.08.2022.
Проверка окончена в 10 часов 30 минут 25.08.2022.
Заказчик: Департамент информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Юридический адрес Заказчика: 628011, Ханты-Мансийский Автономный округ - Югра Автономный, Город Ханты-Мансийск, Улица Мира, 151
ИНН: 8601041920.
Место проведения контрольного мероприятия: 628012, Россия, ХМАО - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, 27, каб. 249.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки было установлено следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты - Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Ханты-Мансийское УФАС России, Управление) поступило обращение от Вифлеемского Анатолия Борисовича (вх. N8390-ЭП/22 от 11.08.2022), в которых усматриваются признаки нарушений Федерального закона N44 - ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по развитию и оказание услуг по сопровождению государственной информационной системы "Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ГИС Образование Югры)" (извещение N0187200001722000664).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
1.1) Согласно данным МинЦифры ХМАО "Зачисление в образовательную организацию" подключено к ЕПГУ по новым ЕФТТ.
Однако в ТЗ запрашивается выполнение этой работы, при этом заказчик не поясняет, для чего необходимо повторное выполнение уже выполненной работы.
1.2) Сведения о наличии договоренностей департамента о предоставлении разрешений на доработку лицу, ставшему победителем торгов, и их условиях в документации и в разъяснениях отсутствуют (включая сроки получения разрешений и их влияние на объективное увеличение сроков выполнения контракта).
1.3) Исходный код по результатам предыдущих закупок развития ГИС у заказчика отсутствует, то тесть отсутствует то, что должно подлежать модернизации, развитию.
1.4) У Заказчика нет исходных кодов того, что подлежит модернизации, а есть только некая пользовательская документация, причем ее состав не приводится, что не позволяет оценить достоверно затраты на выполнение работ.
1.5) В ответе указали, что правообладателем "Электронного журнала" является Веб-Мост. Между тем такой программы у Веб-Мост нет в реестре российского программного обеспечения.
1.6) Указанное исключает возможность взаимодействия с тем, что не создано, тем самым заказчик устанавливает заведомо неисполнимые требования по проведению работ в указанные в документации сроки при том, что сроки создания системы "Моя школа" не позволяют организовать такое взаимодействие.
2.1) Сведения о наличии договоренностей департамента о предоставлении разрешений на до-работку лицу, ставшему победителем торгов, и их условиях в документации и в разъяснениях отсутствуют (включая сроки получения разрешений и их влияние на объективное увеличение сроков выполнения контракта).
2.2) У Заказчика нет исходных кодов того, что подлежит модернизации, а есть только некая пользовательская документация, причем ее состав не приводится, что не позволяет оценить достоверно затраты на выполнение работ, на запросы разъяснений заказчик отвечает отказом предоставить информацию, заявляя, что это будет "потом".
2.3) В ответе указали, что правообладателем "Электронного журнала" является Веб-Мост. Между тем такой программы у Веб-Мост нет в реестре российского программного обеспечения.
2.4) В ТЗ отсутствует определение понятия "пользовательская эксплуатационная документация": не определен состав документов, которые включены Заказчиком в состав пользовательской документации на компоненты, подсистемы, модули ГИС Образование Югры.
2.5) Заказчик, давая ответ на вопрос 19, заявил, что якобы "Все требования по интеграции ГИС Образование Югры и ФГИС "Моя школа" описаны в приложении к техническому заданию, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 года N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды", приказом Минпросвещения России от 30 июня 2021 года N 396 "О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России "Моя школа".".
Между тем, в указанных документах нет упоминания ГИС Образование Югры, и что именно требуется заказчику, понять проблематично.
2.6) Заказчик, давая ответ на вопрос 22, заявил, что все необходимые документы (описание системы, руководство пользователя, руководство администратора) будут представлены по запросу Исполнителя в объёме, необходимом для выполнения требований ТЗ. Указанное противоречит описанию системы, содержащемся в ТЗ и свидетельствует о том, что своими разъяснениями заказчик изменяет ТЗ, что является нарушением требований закона о контрактной системе.
3) Учитывая, что заказчиком объединены в один лот технологически и функционально никоим образом не связанные услуги - отдельно выполняемые услуги "разработка программного обеспечения" - АИС (единовременные услуги) и "сопровождение" (периодические услуги), которые могут оказывать различные организации, такое объединение не соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 За-ко на о контрактной системе. Объединение их в одной закупке ограничивает количество ее участников, влечет ограничение конкуренции при проведении торгов, поскольку сокращает число хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным услугам.
4) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" развитие (модернизации) ГИС и эксплуатация ГИС (техническое сопровождение) являются разными, не связанными процедурами, которые могут выполняться разными лицами. Указанное свидетельствует о том, что услуги по модернизации (развитию) ГИС и услуги по техническому сопровождению ГИС осуществляются в целях выполнения разных разделов Требований, предъявляемых к ГИС, формирующих разные товарные рынки.
5) Проект контракта противоречит Приказу Минцифры России от 17 декабря 2020 года N 715 "Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем".
Проведя внеплановую проверку, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода 1.1. Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Более того согласно пункту 1 Обзора по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно пояснениям Заказчика потребность заказчика в выполнении работ по развитию ГИС "Образование Югры" обусловлена необходимостью приведения универсальной формы государственной услуги "Запись детей в первый класс" в соответствие с утверждёнными рекомендациями Минцифры России 08.06.2022 (письмо от 09.06.2022 N ОК-П13-070-31497).
Заявителем не предоставлены доказательства нарушения Законодательства о контрактной системе по данному доводу. Довод не обоснован.
Относительно довода 1.2, 2.1 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе принципы открытости и прозрачности информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно разъяснениям Заказчика от 25.07.2022 требуется согласие от правообладателей подсистем и модуле ГИС Образование Югры, в рамках которых требуется интеграция с ИАСПСР, а согласно разъяснениям от 28.07.2022 все требования по интеграции ГИС Образование Югры и ИАСПСР описаны в приложении к техническому заданию. Запись в реестре N3412 от 03.05.2017 АИС "Электронный журнал ЭлЖур" Заказчик обеспечивает наличие разрешения на доработку модуля Исполнителем.
Таким образом, указание противоречивых сведений является нарушением части 3 статьи 7 и части 5 статьи 42 закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Относительно доводов 1.3, 1.4, 2.2 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно разъяснениям Заказчика исходный код программного обеспечения, подлежащего доработке, будет предоставлен Исполнителю по запросу после заключения государственного контракта.
Доводы являются необоснованными.
Относительно доводов 1.5, 2.3 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе принципы открытости и прозрачности информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 2 , 2(2) Постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск иностранного программного обеспечения при закупках для государственных и муниципальных нужд" установить запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Установить, что в целях реализации настоящего постановления:
подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных; подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных.
Согласно разъяснениям от 25.07.2022 модуль "Электронный журнал, дневник"; модуль "Запись на всероссийскую олимпиаду"; модуль "Запись на государственную итоговую аттестацию" принадлежат ООО "Веб-Мост".
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что ООО "Веб-Мост" обладает правами АИС "Электронный журнал ЭлЖур".
Таким образом, в техническом задании указана информационная система с неправильным наименованием, что является нарушением части 3 статьи 7, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Относительно довода 1.6 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Автоматизированная информационная система "Электронный журнал ЭлЖур" включена в реестр российского программного обеспечения. Правообладателем программного обеспечения является общество с ограниченной ответственностью "Веб-Мост". Запись в реестре N3412 от 03.05.2017 произведена на основании приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28.04.2017 N 212.
Кроме того, параметры интеграции указаны в приложении N2 к Техническому заданию.
Довод является необоснованным.
Относительно довода 2.4 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Пользовательская документация (описание системы, руководство пользователя, руководство администратора) предоставляются исполнителю после заключения государственного контракта в рамках исполнения заказчиком встречных обязательств.
Информация, содержащаяся в такой документации, не изменяет объем работ и услуг по контракту, не влияет на оценку достоверности затрат потенциального участника закупки.
Ответы на вопросы N 2, 4, 5, 6, 7, 11, 12, 16, 17, 22, 23 даны в разъяснениях (N 08-Исх-2813 от 29.07.2022).
Довод является необоснованным.
Относительно довода 2.5 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Необходимая и достаточная информация по интеграции ГИС Образование Югры и ФГИС "Моя школа" отражена в приложении к техническому заданию, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 N 2040 "О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды", приказом Минпросвещения России от 30.06.2021 N 396 "О создании федеральной государственной информационной системы Минпросвещения России "Моя школа".
Довод является необоснованным.
Относительно довода 2.6 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно разъяснениям Заказчика пользовательская документация (описание системы, руководство пользователя, руководство администратора) предоставляются исполнителю после заключения государственного контракта в рамках исполнения заказчиком встречных обязательств, носит информативный характер, не влияет на объем выполняемых по контракту работ и услуг, не изменяет техническую документацию.
Довод является необоснованным.
Относительно довода 3 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статье 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Заявитель указывает на неправомерность объединения в один лот услуг по модернизации и сопровождению ГИС.
Ограничения конкуренции в рамках проведения внеплановой проверки не установлено ввиду иного порядка рассмотрения таких жалоб.
Кроме того, Управлением не рассматривается обращение Заявителя по данной закупке на действия Заказчика в части соблюдения положений Закона о защите конкуренции.
Таким образом, довод является необоснованным.
Относительно довода 4 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки не указаны ГОСТы, требования, обязательные при выполнении контракта, не обоснована необходимость использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В качестве основания закупки указано Постановление Правительства РФ от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (далее - Постановление N 676), которое определяет требования к порядку реализации мероприятий по созданию, развитию, вводу в эксплуатацию, эксплуатации и выводу из эксплуатации государственных информационных систем (далее - система) и дальнейшему хранению содержащейся в их базах данных информации, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Однако ТЗ противоречит Требованиям, установленным Постановлением 676.
Согласно п. 13 Постановления N 676 основанием для ввода системы в эксплуатацию является правовой акт органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, определяющий перечень мероприятий по обеспечению ввода системы в эксплуатацию и устанавливающий срок начала эксплуатации. Согласно п. 17 требований 17. Мероприятия по развитию системы осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для создания системы, за исключением требования к разработке концепции.
Таким образом, для государственных информационных систем установлен особый порядок их создания и модернизации.
Выполнение работ по контракту должно быть реализовано в соответствии с этапами, которые также определены в п. 5 постановления Правительства РФ от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем, и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" (далее - постановление N 676), порядок модернизации системы включает следующие последовательно реализуемые этапы:
а)разработка документации на систему и ее части;
б)разработка рабочей документации на систему и ее части;
в)разработка или адаптация программного обеспечения;
г)пусконаладочные работы;
д)проведение предварительных испытаний системы;
е)проведение опытной эксплуатации системы;
ж)проведение приемочных испытаний системы.
В силу п. 17 Требований Мероприятия по развитию системы осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для создания системы, за исключением требования к разработке концепции, однако Техническое задание не соответствует у4казанным требованиям, не содержит указанных мероприятий.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требовании к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" ввод системы в эксплуатацию не допускается при невыполнении установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям информационной безопасности.
Документация закупки противоречит указанным требованиям, последовательно реализуемые этапы не предусмотрены, при этом в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в Техническом задании отсутствует обоснование необходимости использования других требований, обозначений и терминологии.
Разделом IV. Требований установлены требования к порядку развития системы, а именно:
"17. Мероприятия по развитию системы осуществляются в соответствии с требованиями, установленными для создания системы, за исключением требования к разработке концепции".
Разделом V. Требований определены требования к порядку эксплуатации системы:
"18. Основанием для начала эксплуатации системы является наступление срока, установленного правовым актом органа исполнительной власти о вводе системы в эксплуатацию, указанным в пункте 13 настоящего документа.
19. Орган исполнительной власти, частный партнер или концессионер осуществляют эксплуатацию системы в соответствии с рабочей документацией, указанной в пункте 7 настоящего документа.
19 (1). Эксплуатация системы не допускается в случаях, указанных в части 7 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", а также в пункте 15 настоящего документа".
Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2015 N 676 "О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации" развитие (модернизации) ГИС и эксплуатация ГИС (техническое сопровождение) являются разными, не связанными процедурами, которые могут выполняться разными лицами. Указанное свидетельствует о том, что услуги по модернизации (развитию) ГИС и услуги по техническому сопровождению ГИС осуществляются в целях выполнения разных разделов Требований, предъявляемых к ГИС, формирующих разные товарные рынки.
Таким образом, установлены нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системы, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Относительно довода 5 Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок.
Приказом N715 от 17.12.2020 утверждены прилагаемые типовые условия контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) информационных систем и (или) иных информационных систем (далее - типовые условия контрактов).
Согласно пункту 2 Приказа N715 от 17.12.2020 типовые условия контрактов, утвержденные настоящим приказом, подлежат применению с учетом пунктов 14 - 18 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. N 606.
Согласно пункту 2 Информационной карты типовых условия контракта (утвержденного приказом N715 от 17.12.2020) показатели для применения типового условия контракта:
а) наименование работы:
выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственной (муниципальной) информационной системы;
выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) иной информационной системы;
б) код предмета контракта по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)": 62.01; 63.11.1;
код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД "ОК 034-2014 (КПЕС 2008)": 62.01.1;
в) вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при котором применяются типовые условия контракта;
г) иные показатели для применения типовых условий контракта отсутствуют.
В данном случае все условия применения типового контракта подходят под условия спорной закупки.
Следовательно, Заказчику надо было использовать типовой контракт согласно Приказу N715 от 17.12.2020.
Между тем, пункты 1, 2 типовых условий контракта (Приказ N 715) Заказчиком не использованы.
Довод является обоснованным, Заказчиком нарушена часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия Управления решила обязательное для исполнения предписание не выдавать, ввиду наличия уже заключенного контракта.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления.
РЕШИЛА:
Выводы Комиссии:
1. В ходе проведения внеплановой проверки открытого конкурса в электронной форме N 0187200001722000664 в действиях Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, выявлены нарушения ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в доводах 1.2; 1.5; 2.3; 4; 5.
2. Признать в действиях Заказчика - Департамент информационных технологий и информационного развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, нарушение положений части 3 статьи 7; части 11 статьи 34; части 5 статьи 42; пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
4. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Валиуллин Р.Р.
Члены Комиссии: Михайлова О.Н.
Петухова Ю.А.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 1 сентября 2022 г. N 086/06/99-1188/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2023 г. N 08АП-1012/23 по делу N А75-17875/2022 настоящее решение признано недействительным в части выводов, касающихся пунктов 1.2, 2.1, 1.5, 2.3, 4 жалобы