Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "ЭкоСтар Технолоджи"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "ЭкоСтар Технолоджи "на действия комиссии Заказчика - КГКУ "Приморский центр занятости" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по утилизации транспортных средств для нужд КГКУ "ПЦЗН". (извещение N 0320200025722000118) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ), так как не установил требования к участникам закупки в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Заказчик не согласен с доводами жалобы и считает, что извещение о закупке соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Частью 1 статьи 50 Закона N 44-ФЗ установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч. 1 ст.31 Закона N44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно описанию объекта закупки, исполнитель обязуется оказать услуги по утилизации транспортных средств. Утилизацию транспортных средств Заказчик трактует как полный демонтаж транспортного средства, без возможности его последующего восстановления, с одновременным разделением образовавшихся при утилизации отходов таким образом, чтобы отделить отходы, подлежащие дальнейшей утилизации (в том числе лом черных и цветных металлов) от иных видов отходов. При этом пунктом 3 описания объекта закупки установлено, что исполнитель должен соответствовать предъявляемым к нему действующим законодательствам требованиям, а услуги должны быть оказаны в соответствии с действующим нормами, регламентирующим вопросы транспортировки, утилизации транспортных средств, утвержденным на данный вид услуг, иными, не противоречащими законодательству, стандартами, нормами и правилами.
В соответствии с Федерального законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона N 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высоко опасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, транспортные средства, утратившие потребительские свойства, имеют код 4 83 000 00 00 0. Последняя цифра обозначает код класса опасности, то есть, для транспортных средств не определен класс опасности.
Поскольку автомобиль представляет собой технически сложную вещь, состоящую из множества различных механизмов, изделий, агрегатов, систем и комплектующих, которые изготовлены из различных материалов, в неразобранном виде автомобиль не представляется возможным отнести к отходам какого-либо класса опасности.
Заказчик не обладает сведениями о механизмах, изделиях, агрегатах, системах и комплектующем оборудовании транспортных средств, а также материалах, из которых они изготовлены, в связи, с чем требования к утилизируемым видам отходов устанавливаются при условии представления сведений и (или) документов об утилизируемых составных частях автомобилях с указанием конкретных видов отходов I - IV классов опасности, которые необходимо утилизировать, а также указанием классов опасности. Таким образом, Заказчик не правомочен самостоятельно определить класс опасности каждой детали, входящей в комплектацию конкретного автомобиля.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, юридическое лицо может осуществлять только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензируемым органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.
Статьей 12 данного Федерального закона установлен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия.
В соответствии с данным перечнем лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
В силу положений статьи 1 Закона N 89-ФЗ обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, установлен Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290.
В соответствии с Приложением к Положению о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности утвержден перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов. Таким образом, лицензированию подлежит только деятельность в отношении отходов I - IV классов опасности, в отношении V класса опасности такое требование не установлено.
В соответствии с Федеральным законом N 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по утилизации конкретных деталей, из которых состоит автомобиль, а не сам автомобиль как транспортное средство, утилизация которого является предметом дайной закупки.
После утилизации транспортных средств образуется множество различных видов отходов различных классов опасности, которые необходимо передать другим лицензированным организациям либо произвести дальнейшую утилизацию при наличии соответствующего вида работ в лицензии в соответствии с конкретным классом опасности того или иного вида отхода.
Объектом данной закупки является оказание услуг по утилизации транспортных средств, а не оказание услуг но утилизации отходов, образовавшихся после разбора транспортного средства на его составляющие. Исполнитель при утилизации транспортных средств самостоятельно определяет необходимые этапы и операции утилизации транспортных средств.
В соответствии с описанием объекта закупки и проектом контракта исполнитель должен осуществить транспортировку, погрузку, выгрузку и демонтаж транспортных средств.
Поскольку транспортные средства не имеют класса опасности, осуществление услуги по транспортировке, погрузке, выгрузке и демонтажу транспортных средств не предполагает необходимость наличия лицензии у исполнителя.
Результатом оказанной услуги должно стать прекращение существования транспортного средства как объекта вещного права, что должно быть подтверждено свидетельством об утилизации.
Дальнейшая судьба отходов, образовавшихся в процессе утилизации транспортного средства, определяется Исполнителем т.к. предметом контракта не является полный цикл обращения отходов в соответствии с Законом N 89-ФЗ. Согласно пункту 4.13. описания объекта закупки отходы, образовавшиеся в ходе утилизации ТС, переходят в собственность Исполнителя, за исключением лома черных и цветных металлов, который переходит в собственность Исполнителя (соисполнителя) после его оплаты. Исполнитель обеспечивает дальнейшее обращение отходов в соответствии с действующим законодательством самостоятельно либо с привлечением третьих лиц.
Исполнитель в рамках контракта обязуется оказать услуги в соответствии со всеми требованиями, установленными законодательством Российской Федерации при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (п. 3 описания объекта закупки, п.п. 2.1.1, 2.1.4, 2.1.6 проекта контракта) и при необходимости имеет право привлечь для оказания услуг соисполнителей (п. 2.2.3 проекта контракта).
Пунктом 2.2.3 проекта контракта установлено, что исполнитель вправе привлекать к исполнению своих обязательств по контракту других лиц (соисполнителей), обладающих специальными знаниями, навыками, оборудованием и т.п., по видам (содержанию) услуг. При этом исполнитель несет ответственность перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств соисполнителей.
Пунктом 2.1.4 проекта контракта установлено, что в случае если законодательством Российской Федерации предусмотрены обязательные требования к лицам, осуществляющим определенные виды деятельности, входящие в состав услуг, оказываемых по контракту (лицензирование, членство в саморегулируемых организациях, аккредитация и прочее), исполнитель обязан обеспечить наличие документов, подтверждающих его соответствие (привлекаемых им соисполнителей), требованиям, установленных законодательством Российской Федерации, в течение всего срока исполнения контракта.
Таким образом, вышеуказанные положения проекта контракта предусматривают обязанность исполнителя оказать услуги по контракту в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе, в части наличия лицензии.
Следовательно, заказчик не установив в извещение требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не допустил нарушение Закона N 44-ФЗ.
Данные доводы Комиссии Приморского УФАС России подтверждаются сложившейся судебной практикой (Решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-24370/2020).
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭкоСтар Технолоджи "на действия комиссии Заказчика - КГКУ "Приморский центр занятости" при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по утилизации транспортных средств для нужд КГКУ "ПЦЗН". (извещение N 0320200025722000118) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 29 августа 2022 г. N 025/06/50-740/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022