Резолютивная часть решения объявлена 30.08.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01.09.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "....";
Члены Комиссии: "...."; "....";
в присутствие представителей МИНИСТЕРСТВА СПОРТА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - заказчик)- доверенность N 2 от 30.08.2022 года на Кукуева Александра Батыровича,
в присутствие представителей МИНИСТЕРСТВА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - уполномоченный орган) - доверенность от 27.09.2021 года на Недорубкову Оксану Викторовну,
в присутствие представителей ООО "САГАМА-СЕРВИС" (далее - ООО "ЛЕКС ФАРМ", заявитель, участник закупки, общество) - доверенность N 23 от 25.08.2022 года на Божко Максима Александровича
рассмотрев жалобу заявителя на действия аукционной комиссии при проведении аукциона в электронной форме "Поставка спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки", извещение N 0134200000122003620 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 22 августа 2022 года поступила жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении аукциона в электронной форме на "Поставка спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки", извещение N 0134200000122003620.
Заказчиком, уполномоченным органам представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком 27 июля 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона "Поставка спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки", извещение N 0134200000122003620.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 65 263 347 руб. 70 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, пояснения заказчика приходит к следующим выводам.
Статьей 8 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены в статье 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
По окончанию срока подачи заявок 18.08.2022 года на участие в аукционе в электронной форме поступило 3 заявки с идентификационными номерами: 112456524 (ООО "ИНДЕВОР 63"); 11245424 (ООО "СПОРТ-МЭЙДЖОР"); 112456437 (ООО "САГАМА-СЕРВИС").
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 18.08.2022 следует, что наименьшее ценовое предложение поступило от участника закупки с идентификационным номером заявки N 112456524 (ООО "ИНДЕВОР 63") в размере 46 989 610,26 руб.
Согласно протоколу подведения итогов от 22.08.2022 заявка участника с идентификационным N 112456437 (ООО "САГАМА-СЕРВИС") была отклонена комиссией по осуществлению закупок:
В соответствии с пп. а) п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 44-ФЗ и "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки, Заявка на участие в закупке, должна содержать:
предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно пункту 1 части 2 статье 43 Федерального закона N44-ФЗ и "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки, при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки:
1) информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки в части описания объекта закупки, по позиции 11 "Трибуна сборно-разборная" установлено:
Степень очистки поверхности металлических изделий стойки от окалины и ржавчины в соответствии ГОСТ 9.402-2004 |
> 3 |
В заявке на участие в закупке с идентификационными номером 112456437, указано:
Показатель (наименование характеристики) |
Значения
|
Предложение Участника |
Степень очистки поверхности металлических изделий стойки от окалины и ржавчины в соответствии ГОСТ 9.402-2004 |
>3 |
4 |
Согласно инструкции по заполнению заявки "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки:
">" - означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение;
При этом в соответствии с ГОСТ 9.402.2004, п.5.12.2 Выбор степени очистки поверхности металлов 1-й и 2-й групп от окалины и ржавчины в зависимости от условий эксплуатации проводят по таблице 9.
Учитывая изложенное, заявка, по мнению аукционной комиссии не соответствовала требованиям действующего законодательства и требования, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Однако, исходя из положения технического задания, а именно характеристики степени очистки поверхности металлических изделий стойки от окалины и ржавчины и содержания заявки заявителя жалобы следует, что такая заявка соответствует техническому заданию.
Установлено в "ЧАСТЬ II. НАИМЕНОВАНИЕ И ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (техническое задание)" на поставку спортивно-технологического оборудования для создания "умной" спортивной площадки, в части описания в разделе 11 "Трибуна сборно-разборная":
Степень очистки поверхности металлических изделий стойки от окалины и ржавчины в соответствии ГОСТ 9.402-2004 |
> 3 |
Согласно инструкции по заполнению заявки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" извещения об осуществлении закупки:
">" - означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение.
При этом в соответствии с "ГОСТ 9.402.2004 Межгосударственный стандарт. Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей к окрашиванию" (далее - ГОСТ 9.402.2004), пункте 5.12.2 Выбор степени очистки поверхности металлов 1-й и 2-й групп от окалины и ржавчины в зависимости от условий эксплуатации проводят по таблице 9.
Обозначение степени очистки |
Характеристика очищенной поверхности |
Обозначение условий эксплуатации лакокрасочных покрытий по ГОСТ 9.104 |
Характеристика обрабатываемых изделий и материала |
1 |
При осмотре с шестикратным увеличением окалина и ржавчина не обнаружены |
У1, УХЛ1, ХЛ1, Т1, О1, ОМ1, ОМ2, В5 |
Изделия из 1-й и 2-й групп металлов, подлежащие окрашиванию по 1-му и 2-му классам по ГОСТ 9.032 |
2 |
При осмотре невооруженным глазом не обнаружены окалина, ржавчина, пригар, остатки формовочной смеси и другие неметаллические слои |
У1, У2, УХЛ1, УХЛ2, ХЛ1, ХЛ2, Т1, Т2, Т3, О1, ОМ1, ОМ2, ОМ3, В5 |
Изделия из 1-й и 2-й групп металлов, подлежащие фосфатированию и окрашиванию |
3 |
Не более чем на 5% поверхности имеются пятна и полосы плотно сцепленной окалины и литейная корка, видимые невооруженным глазом. На любом из участков поверхности изделия окалина занимает не более 10% площади пластины размером 25 x 25 мм |
У1, У2, УХЛ1, У3, УХЛ2, УХЛ3, УХЛ4, ХЛ1, ХЛ2, ХЛ3, Т2, Т3 |
Изделия из чугуна и стального литья, поковок и горячих штамповок, прокат и изделия сложной формы |
4 |
С поверхности удалены ржавчина и отслаивающаяся окалина |
УХЛ4 |
Труднодоступные места крупногабаритных изделий сложной формы из металла толщиной не менее 4 мм |
Комиссия Иркутского УФАС приходит к выводу об обоснованности довода жалобы заявителя.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки было установлено следующее:
Исходя из письменных пояснений заказчика и уполномоченного органа было указано, что в процессе рассмотрения заказчиком необходимая характеристика в техническом задании, указанная позиция в разделе 11 "Трибуна сборно-разборная" - Степень очистки поверхности металлических изделий стойки от окалины и ржавчины должна соответствовать показателю 2 или 1, которая отвечает потребностям заказчика.
Вместе с тем, комиссия Иркутского УФАС в "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" использует знак ">", что согласно инструкции означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение.
Как было указано выше, в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с изложенной позицией в письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
В извещении об электронном аукционе установлена, наряду с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по заполнению заявки.
Проанализировав позиции Технического задания, Инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также заявки участников закупки, Комиссия Иркутского УФАС России, пришла к выводу, что в совокупности вышеизложенного, не позволяется возможным однозначно установить порядок заполнения заявки на участие в электронном аукционе в части предоставления показателей товара, что вводит участников закупки в заблуждение при формировании заявки.
Таким образом, установленные заказчиком требования в извещении об электронном аукционе не позволяют участникам закупки заполнить заявки на участие в электронном аукционе надлежащим образом, что противоречит пункту 1 части 12 статьи 48, части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ.
Кроме того, согласно положениям приложения 4 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" в описании объекта закупки могут использоваться,помимо прочего, следующие понятия и знаки: "не хуже", "меньше", "лучше" и иные необходимые для указания соответствия товара потребности заказчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя обоснованной;
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившим пункт 1 части 12 статьи 48, пункт 3 часть 2 статьи 42, часть 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать уполномоченному органу, аукционной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем отмены Протоколов работы комиссии и внесение изменений в извещение;
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
6. Отменить процедуру приостановления определения поставщика, (подрядчика, исполнителя) введенное в связи с поступлением рассмотренной жалобы.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель Комиссии |
|
"...." |
Члены Комиссии |
|
"...."
"...." |
Исп.: Рогова Карина Вячеславовна
Тел.: (3952)24-32-31 вн.038-154
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022