Резолютивная часть решения объявлена 31.08.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 02.09.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "....";
Члены Комиссии: "...."; "....";
в отсутствие представителей ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - заказчик);
в присутствие представителей ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ХИМИЯ И ЖИЗНЬ" (далее - участник закупки, победитель электронного аукциона, Общество) - доверенность от 29 августа 2022 года на Николаеву Марию Андреевну;
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отноше
нии участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении ООО "Химия и жизнь" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на "Прочая закупка товаров, работ и услуг (поставка расходных материалов для лаборатории ДНК-анализа)" N 0134100007421000070.
Участником закупки представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Частью 2 той же статьи установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пункт 3 Постановления Правительства N1078 устанавливает, что ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи части 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134100007421000070 на "Прочая закупка товаров, работ и услуг (поставка расходных материалов для лаборатории ДНК-анализа)" (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 180 530 руб. 51 коп.
В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ 31.01.2022 года между заказчиком и ООО "Химия и жизнь" заключен контракт.
В соответствии 1.1 По условиям Контракта Прочая закупка товаров, работ и услуг (Поставка расходных материалов для лаборатории ДНК-анализа) (далее - товар). Идентификационный код закупки 211380817104138080100100700712059244.
По настоящему Контракту Поставщик обязуется поставить Заказчику товар на условиях, в порядке и сроки, определяемые Сторонами в настоящем Контракте, а Заказчик обязуется принять и оплатить поставку товара в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно пункту 1.2 Сведения о поставляемом товаре, количественные, качественные и функциональные характеристики, остаточный срок годности товара определены в Спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта (приложение к Контракту).
Установлено в пункте 1.6 условиям Контракта сроки поставки товара: со дня заключения Контракта, но не ранее 01.05.2022 г. партиями в соответствии с графиком поставки, установленным в Спецификации (приложение к Контракту).
28.02.2022 года поставщик отгрузил Заказчику позицию N1 Спецификации к Контракту на сумму 1 086 260,00 руб., что подтверждается товарной накладной N125 от 28.02.2022.
09.03.2022 года в соответствии с Актом экспертизы Nб/н от 09.03.2022 поставленный Товар соответствует требованиям Контракта, замечаний по качеству не имеет. Согласно Акту приема-передачи товара N1 от 09.03.2022 Заказчик принял отгруженный Товар в полном объеме, без замечаний.
Таким образом, Поставщик в установленный Контрактом срок поставил качественный Товар по Контракту на сумму 1 086 260,00 руб.
23.03.2022 года заказчик оплатил поставленный Товар на сумму 1 086 260,00 руб., что подтверждается платежным поручением N221700 от 23.03.2022.
01.04.2022 года поставщик получил от авторизованного дистрибьютора производителя Товара по Контракту письмо об увеличении Qiagen, Gmbh, Германия срока поставки Товаров в Россию на 180-200 дней.
02.05.2022 года поставщик получил от авторизованного дистрибьютора производителя Товара по Контракту письмо о приостановлении Qiagen, Gmbh, Германия отгрузок товаров в Россию на неопределенный срок (до разрешения геополитической ситуации).
12.05.2022 поставщик обратился к Заказчику (письмо за исх. N188) с просьбой рассмотреть возможность в части оставшейся позиции N2 Спецификации осуществить замену на товар с улучшенными характеристиками, а именно на "Комплект реагентов RealQuant H3 AB, страна происхождения - Россия". Поставщик подробно изложил в письме характеристики предлагаемого на замену товара.
Однако данное письмо оставлено Заказчиком без ответа.
01.07.2022 года поставщик повторно обратился к Заказчику (письмо за исх. N290) с предложением расторгнуть Контракт в части поставки позиции N2 Спецификации к Контракту по соглашению Сторон, приложив официальное уведомление производителя Qiagen, Gmbh.
Однако данное письмо также оставлено Заказчиком без ответа.
02.08.2022 года поставщик обратился в ТПП Восточной Сибири с заявлением о выдаче заключения о действия обстоятельств непреодолимой силы, повлиявших на исполнение Поставщиком обязательств перед Заказчиком по Контракту.
05.08.2022 года Юридический отдел ТПП Восточной Сибири по результатам рассмотрения заявления Химия и жизнь сообщил, что рассмотрение заявления о выдаче заключения о действия обстоятельств непреодолимой силы будет приостановлено, поскольку в настоящий момент ТПП РФ не свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы по внешнеторговым контрактам, которые не были исполнены в виду санкций.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу 11.3 условиям контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны настоящего Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и с учетом положений, предусмотренных настоящим разделом.
12.08.2022 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Государственного контракта N0134100007421000070_76307 от 31.01.2022
12.08.2022 поставщик направил письмо (исх. N33312) Заказчику с просьбой поставить товар российского производства с улучшенными характеристиками взамен позиции N2 с привидением сравнительной таблицы.
18.08.2022 года заказчик направил Поставщику ответ (письмо исх. N3/225409275815) о том, что Контракт расторгнут, то есть отказав Поставщику в его предложении поставить товар с улучшенными характеристиками.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Установлено, что в течение десятидневного срока (с 12 августа 2022 года по 22 августа 2022 года) с даты надлежащего уведомления исполнителя о принятом Решении нарушения условий Контракта не устранены, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 22 августа 2022 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам Федерального закона N 44-ФЗ по результатам рассмотрения, представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" пункта 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности участника.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Химия и Жизнь" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Кроме того, комиссией Иркутского УФАС России в ходе рассмотрения обращения исследован вопрос о добросовестности ООО "Химия и Жизнь", как лица, участвующего в торгах, в том числе изучены договоры, по которым ООО "Химия и Жизнь" является стороной договора, должным образом исполняло свои обязательства. Указанные договоры свидетельствуют о добросовестности участника закупки, как лица, исполняющего обязательства по договорам.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "Химия и Жизнь", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Химия и Жизнь", объективно оценить достоверность доводов заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ХИМИЯ И ЖИЗНЬ" (ИНН 7704352918; 117997, ГОРОД МОСКВА, МИКЛУХО-МАКЛАЯ УЛИЦА, ДОМ 16/10, КОРПУС 2, ПОМ. I КОМ 3), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "ХИМИЯ И ЖИЗНЬ" (АРТЕМОВА МАРИЯ ХАГАНИЕВНА, ИНН 366217203797), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "ХИМИЯ И ЖИЗНЬ" (Маршуба Ольга Владимировна, ИНН 344202144101) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
|
|
|
Председатель комиссии: |
|
"......" |
Члены комиссии: |
|
"......"
"......" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 2 сентября 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.09.2022