Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11-00, при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 комбинированного вида" - *
- заказчика в лице Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 6" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 7 комбинированного вида" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 9 комбинированного вида" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N12 комбинированного вида" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 26 комбинированного вида" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 30" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 37 комбинированного вида" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N39 комбинированного вида" - *
- заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N70 комбинированного вида" - *
- уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск - *
- заинтересованного лица ООО "АИК-Урал" - *
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 6", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 7 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 9 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N12 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 26 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 30", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 37 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N39 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N70 комбинированного вида", уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку фруктов (извещение N 0162300018022000251), на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - Свердловское УФАС России) поступила информация от ООО "АИК-Урал" (вх. 4295-ЭП/22 от 02.08.2022 г.) о действиях (бездействии) заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 6", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 7 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 9 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N12 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 26 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 30", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 37 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N39 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N70 комбинированного вида", уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск, его комиссии при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку фруктов (извещение N 0162300018022000251), нарушающих положения Закона о контрактной системе.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
По обстоятельствам дела Комиссией установлено следующее:
19.07.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0162300018022000251 на поставку фруктов.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 11 188 730.00 рублей.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
На основании п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
5) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 126н от 04.06.2018 г. установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приказ N 126н).
Пунктом 1 Приказа N 126н установлено следующее: "установить условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу:
1.3. При проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза".
Положения подпункта 1.3 пункта 1 Приказа N 126н не применяются при проведении аукциона в случаях, если все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики) (подпункт "в" пункта 2 Приказа N 126н).
В соответствии с пунктом 1.6 Приказа 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.
В пп. "в" п. 2 раздела "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" извещения электронного аукциона заказчиком установлено, что заявка участников закупки должна содержать, в том числе, информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 и 4 ст. 14 Закона о контрактной системе. В случае отсутствия информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
- документы, подтверждающие соответствие предлагаемого товара условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н - подтверждением страны происхождения товаров, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.07.2022 NИЭА1 победителем аукциона признан участник закупки с идентификационным номером 112301152, с суммой цен единиц товара, работ, услуг 506.26 руб. (пятьсот шесть рублей 26 копеек).
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе).
В силу пп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать, в том числе, цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта.
01.08.2022 г. заказчики направил на подпись проекты контрактов, в соответствии с которыми контракты заключаются по цене, на основании Приказа N 126н сниженной на 15 процентов от цены, предложенной победителем электронного аукциона.
Согласно информации, содержащейся в заявлении ООО "АИК-Урал", заказчиками при заключении контрактов с победителем аукциона неправомерно применены положения Приказа N 126н, поскольку объектом закупки выступает поставка фруктов, которые не могут произрастать на территории Российской Федерации и стран ЕАЭС, такие как: бананы, апельсины и лимоны (культивируются в тропических регионах, не входящих в состав стран ЕАЭС). Представитель заинтересованного лица также пояснил, что действия заказчиков в части снижения цены контрактов на 15 процентов от цены, предложенной заявителем, неправомерны.
Пояснения представителя заказчика, уполномоченного органа содержали в себе указание на правомерность применения п. 1.3 Приказа 126н, ввиду наличия в составе заявки участника закупки декларации с указанием на страну происхождения растительных культур (фруктов) приобретаемых в рамках рассматриваемой закупки - Российская Федерация. Данное обстоятельство является основанием для снижения цены контракта на 15 процентов от цены, предложенной заявителем.
Комиссией, с целью получения информации, необходимой для рассмотрения заявления, направлен запрос (от 11.08.2022 года, исх. N ДШ/3791/22) в Уральскую торгово-промышленную палату с указанием на необходимость предоставления сведений о наличии в товарном обороте таких растительных культур (фруктов), как апельсины, лимоны, бананы, яблоки, груши, выращенных на территории Российской Федерации, государств ЕАЭС, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Ответным письмом Уральской торгово-промышленной палаты (исх. N 5803-2/1795 от 23.08.2022 г.) установлено нижеследующее:
"информацией о промышленном производстве товаров, указанных в запросе, в Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, а также государствах ЕАЭС система Торгово-промышленных палат РФ не обладает. При этом, данных о наличии в товарном обороте растительных культур (фруктов), а именно апельсинов, лимонов, бананов, промышленного выращивания на территории РФ согласно аналитики Министерства сельского хозяйства РФ нет".
Вместе с этим, представителем заинтересованного лица к материалам дела представлено заключение специалиста Уральского государственного аграрного университета N 16/22 от 25.08.2022 г., в соответствии с которым в промышленных масштабах для производственных целей бананы в странах ЕАЭС производиться не могут по причине недостаточности для данной культуры тепла, произрастание и производство которой сосредоточено в странах, входящих в тропическую и экваториальную зону Земли.
Исходя из совокупности имеющейся информации, в том числе с учетом отсутствия положительного ответа о возможности происхождения фруктов (апельсины, лимоны, бананы), поставка которых выступает объектом закупки, на территории Российской Федерации, государств ЕАЭС, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Комиссия приходит к выводу о несоответствии участника закупки, предложившего товар страной происхождения которого выступает Российская Федерация, требованиям извещения электронного аукциона, что является основанием для отклонения указанной заявки на основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе (выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке).
При этом, учитывая тот факт, что иные участники закупки, допущенные закупочной комиссией до участия в закупке, в том числе победитель предложили к поставке товар с указанием страны происхождения товара - иностранное государство, включение в проект контракта цены, сниженной на 15 процентов от цены, предложенной заявителем является нарушением пп "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссией установлено, что контракт с победителем электронного аукциона N 0162300018022000251 заключен и находится на стадии исполнения.
Согласно п. 35 постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с вышеуказанными нормами закона у Комиссии отсутствуют правовые основания по выдаче заказчику предписания об устранении выявленных нарушений в связи с наличием заключенного контракта.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 6", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 7 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 9 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N12 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 26 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 30", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 37 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N39 комбинированного вида", заказчика в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N70 комбинированного вида" выявлено нарушение пп "б" п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
2. В действиях уполномоченного органа в лице Администрации городского округа Первоуральск, закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 3 комбинированного вида", заказчику в лице Муниципального бюджетного дошкольного общеобразовательного учреждения "Детский сад N 6", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 7 комбинированного вида", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 9 комбинированного вида", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N12 комбинированного вида", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 26 комбинированного вида", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 30", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 37 комбинированного вида", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N39 комбинированного вида", заказчику в лице Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N70 комбинированного вида", уполномоченному органу в лице Администрации городского округа Первоуральск, закупочной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с заключенным контрактом.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
|
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 августа 2022 г. N 066/06/99-2895/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2022